Пропустить навигацию
 
В данный момент модерируется

Т. Бишоп: Интегральный подход к гендерной динамике

Версия 5  Нажмите чтобы просмотреть историю документа
Bookmark and Share
Создан : 08.09.2009 17:58 Наталия Ефимова - Последнее изменение :  10.02.2014 2:21 Валентин Горбунов

Интегральный подход к гендерной динамике

(с акцентом на положении мужчин)

Автор Терренс Бишоп

Директор Центра Мировоззрения (Малени, штат Квинсленд)

Член исполнительного комитета «Ассоциации здоровья и благосостояния мужчин» (Квинсленд)

Сотрудник Интегрального Интситута

 

 

Содержание

 

Раскрытие истины – фон для четырех секторов и того, как мы можем их использовать для распознавания основных областей истины.

 

Различия между полами – Исследование мужских и женских различий сначала с помощью работы Дэвида Дейды; иудейской модели восходящих и нисходящих божественных потоков; а затем проникновение в гендерные отличия посредством секторов. А также описание Секторного редукционизма, что помогает объяснить, почему мужчины и женщины с трудом сходятся во взглядах.

 

Мужская и женская сила – Объясняется то, как мужчины и женщины используют свою власть в мире, обсуждается соучастие мужчин и женщин в написании истории с применением равных, но в то же время отдельных форм земной власти.

 

Крайний феминизм – В Австралии и других странах существуют едва уловимые, но жестокие тенденции в культуре и государственной политике, вроде предубеждений против мужчин на том основании, что мужчины по своей природе жестоки, малочувствительны и стремятся к власти.

 

Где старейшины? - Древняя традиция Старшинства являлась главным средством передачи мудрости от одного поколения – другому. Пренебрежение этой традицией влечет за собой последствия как для мужчин, так и для женщин.

 

Чего хотят мужчины? – Исходя из природы мужского принципа, утверждается, что уважение и затем почитание являются основными потребностями мужской психики, и что комплекс из агрессивного феминизма и отсутствия Старейшин создал вакуум этих важнейших питательных веществ мужчин.

 

Что мы можем сделать? – Подводится итог идеям, изложенным в данном эссе в контексте фокусированного подхода для «заполнения трещины» между полами и восстановления мужчин в праве быть ценными членами коллективной попытки совместного создания мира, за который нам будут благодарны внуки.

 

 

Области истины

 

В своей работе с позиции интегрального философа Кен Уилбер основывался на описании Платоном Красоты, Блага и Истины с целью разъяснить значение «истины» и методов, которые мы используем для ее поисков. Эти области истины описывают постоянные параметры существования каждого человека, вне зависимости от контекста.

Понимание Уилбером областей Платона подразумевает, что они могут использовать простую матрицу, различающую внешнее и внутреннее индивидуальных и коллективных областей. Он называет свою матрицу «Четыре сектора». Области Платона и секторы Уилбера имеют следующую взаимосвязь:

 

  • Красота – это область внутренней      стороны самости, она охватывает такие аспекты существования, как эстетика,      познание, ценности, преднамеренность, психология, личная история и      духовность. В четырехсекторной модели Уилбера это область «Я» (внутренняя      сторона индивидуального).

 

  • Благо – это область      межсубъективных отношений, описывающая сферу морали, ценности сообщества,      культуру, лингвистику, символы и культурные мифы. Уилбер называет эту      область «Мы» (внутренняя сторона коллективного).

 

  • Истина – это область      объективного, она включает все материальные объекты в мире, подвергаемые      пристальному научному изучению. Сюда входят скалы, планеты, молекулы,      растения и физические параметры живых организмов (включая человеческое      тело). По Уилберу, это область «Это» (внешняя сторона индивидуального).

 

  • Уилбер расширил модель Платона      и включил недавнее открытие о том, что группы индивидов имеют      трансцендентальные качества, которые невозможно описать посредством      анализа какого-либо элемента. Это область систем и теории хаоса,      включающая в себя окружающую среду, экономику, системы правления и т.д. Уилбер      называет ее сектором «Это (мн.ч.)» (внешняя сторона коллективного).

 

1_1.jpgОтметим, что каждая из данных областей постоянна для всех. В настоящий момент у вас есть тело с измеримыми весом, ростом, частотой дыхания и сердечных сокращений, и т.д. (сектор «Это»). Кроме того, у вас есть опыт быть вами, что выходит за пределы вашей биологии. Ваши осознание, намерения, психология, надежды и стремления – больше чем общая сумма ваших биологических параметров (сектор «Я»). Кроме того, у вас есть опыт связи со мной (автором) посредством этих слов. Мы ищем совместный смысл и понимание через символы слов, и мы ощущаем связь (или не ощущаем) на основе наших совместных попыток («Мы»). Кроме того, «где-то там» есть мир, где живут миллиарды других людей, которых вы не знаете. Кто-то из них сделал ваш компьютер, провел Интернет, к которому его можно подключить, построил здание, где вы находитесь, и сформировал регулятивную систему, благодаря чему все это работает («Это мн.ч.»). Вновь, данные секторы представляют собой не произвольные конструкции, а вечные параметры существования вас, меня и любого разумного существа на планете.

 

Каждый индивид будет стремиться к своему излюбленному сектору(ам) в своем восприятии мира, существующим внутри и вокруг нас. В данной работе я утверждаю, что эти предпочитаемые направления связаны с полом, о чем я расскажу позже.

На данный момент точка излома в том, что ни один сектор нельзя сократить до другого сектора без потери существенного качества существования. В частности, путь к истине в каждом секторе различен.

 

 

Что есть Истина?

 

К истине во всех четырех секторах можно прийти через гипотезу/эксперимент, опыт или совместное подтверждение. Сектор «Это» в эмпирической науке наиболее нам знаком. Гипотезой (подразумевающей эксперимент) может быть утверждение «солнце светит». Проверим его: мы идем к окну (эксперимент) и смотрим, видно ли солнце в небе (фаза опыта). Чтобы убедиться, что это не галлюцинация, я прошу друга выглянуть в то же окно. Затем мы сравниваем результаты (совместное подтверждение) и делаем вывод, что солнце действительно светит. Если кто-то не согласен, мы можем созвать сообщество опытных «небесных наблюдателей», выйти на улицу и проверить, есть ли в небе большой сияющий предмет. Если мы все сходимся во мнении, что он там есть, мы нашли истину нашего утверждения.

 

Однако в секторе «Мы» все иначе, поскольку здесь нет средства или эмпирического доказательства, подтверждающего взаимопонимание. Например, гипотезой может быть фраза «Руми – великий поэт». Чтобы это проверить, я с несколькими друзьями читаю выбранный отрывок из произведения Руми, и мы сравниваем наш опыт. Некоторые могут его не понять, и таким образом он их не воодушевит, другие могут не согласиться с метафизической точкой зрения автора на мир, третьи могут восхвалять его как великого мистика. Правых и неправых здесь нет, но если нам нужно узнать истину, мы должны прийти к согласию на основании не эмпирических фактов, а эмоционального резонанса от рассказов, формируемого из опыта (а опыт важен…если вы никогда не читали Руми, вы не вправе давать оценку). Может оказаться, что только люди с определенными культурными ценностями признают Руми великим поэтом, следовательно, культура дает основание области «Мы».

 

3.jpg

 

В секторе «Я» тоже все по-другому. Каждый член моего поэтического клуба может считать, что стихи Руми – бред, но я могу придерживаться другой точки зрения, которая будет истинной вне зависимости от мнения других. Если я в радикальном меньшинстве, мне не мешало бы снова проверить свою точку зрения, чтобы попытаться понять свое отклонение от всеобщей реальности (и убедиться, что я не схожу с ума), но истина в последней инстанции моей собственной внутренней стороны не имеет внешнего измерения. Что «истинно для меня» остается таковым, пока я не решу иначе. Сектор «Это (мн.ч.)» связан с сектором «Это» (внешне-индивидуальное), но не подчиняется тем же эмпирическим ограничениям. Группы ведут себя иначе чем индивиды, будь то люди или молекулы газа. Чтобы изучить или предугадать поведение группы, требуются знания из области групповой динамики, теории системы и хаоса. К примеру, они отличаются так же, как здоровье индивида отличается от эффективности системы здравоохранения, служащей на благо целого общества.

 

Понимание этих областей истины дает нам средства для развития ясности обо всех силах, влияющих на здоровье и благосостояние индивида и его опыт в сфере гендерных отношений. Большинство из нас инстинктивно отдадут предпочтение одному-двум секторам, однако если мы хотим понять гендерную динамику, всесекторный подход вероятнее приведет к большей ясности.

 

 

Рядовая точка зрения на Истину

 

Из этой модели истины следует, что бессистемная истина, основанная на рассказах (истины из левых секторов), обладает такой же силой и пользой, как полномасштабные академические исследования, производящие огромные кипы эмпирических данных и статистики.

 

Любая истина должна проверяться сообществом равных людей, которые вывели экспериментальное предписание, однако если исследование стремится ответить на вопрос «каково это - быть мужчиной/женщиной?», то к «истине» можно прийти путем сбора и сравнения рассказов. Сообщество равных, с чьей помощью я проверял критерии истины о природе мужской/женской динамики, в основном, представлено членами «Ассоциации здоровья и благосостояния мужчин» Квинсленда, специалистами мужского и женского пола в области мужского здоровья (на Национальном форуме здоровья мужчин в Аделаиде в октябре 2007 года) и моими приятелями-консультантами (по большей части женщинами), с которыми я часто вел неформальные диалоги в течение двух лет, а также практиками интегрального подхода (обоих полов).

 

У тех, кто стремится к достоверности эмпирической науки, суждения об истине, основанной на рассказах, наверняка вызовут возражения. Как можно доверять выводам, когда данные столь расплывчаты? Как подвести под стандарт результаты, учитывая при этом искажения в толковании? Как можно добиться каких-либо надежных результатов, если диапазон рассказов фактически бесконечен? Хотя некоторые исследовательские методики могут преуменьшать эти проблемы, ответа на данные вопросы нет. Внутренние области «бытийности» никогда не уступят правосторонней парадигме эмпирической науки, как бы неудобно это ни было.

 

Поэтому «истина», представленная здесь (в отношении того, что значит быть мужчиной в гендерно-дифференцированном мире), построена на отдельных наблюдениях. Тем, о ком вы хотите составить мнение касаемо обоснованности этих критериев истины, необходимо будет вынести предписание на запрет выслушивания мужчин и женщин (об этом мы поговорим позже в данной работе). Опровержение критериев без предписаний является симптомом редукционизма (описано ниже), который находится в центре кризиса в гендерной динамике, и в частности в стремлении к благосостоянию мужчин.

 

Мужчины и женщины

 

Мужчины стремятся к благосостоянию и «успеху» (что бы под этим ни подразумевалось) так же, как и женщины? Очевидно, что биологические отличия отводили мужчинам и женщинам разные роли на протяжении истории. Если не учитывать роды, с развитием технологией большинство из этих отличий исчезли. Женщина может свернуть горы с тем же успехом, что и мужчина, если научится управлять бульдозером. Современный мужчина способен поменять подгузник или с вниманием отнестись к эмоциональным потребностям ребенка, как и любая женщина. В огромном множестве профессий, требующих умственного напряжения, женщина может, как и мужчина, получать хорошую зарплату и таким образом содержать семью.

Несмотря на это, опыт подсказывает нам, что умственные и эмоциональные установки мужчин и женщин разнятся. Как провести обсуждение различий между мужчинами и женщинами и при этом не ввязаться в борьбу за гендерные права и не «вымазаться в грязи» поиска виноватых?

 

Один из способов – переключиться с биологического пола и рассматривать половую идентичность как составную структуру, включающую биологию, эмоциональную тождественность и ментальное устройство самости на основе комплекса биологических, эмоциональных и социальных факторов. Нельзя дать «один правильный ответ» для определения половой идентичности, однако эти ограничения не должны мешать попыткам найти ясность среди рассказов мужчин и женщин.

 

Мужской и женский пол

 

Согласно многим мудрым традициям мужской и женский принципы противостоят друг другу, но в то же время являются взаимодополняющими действующими силами в каждом живом существе. Хотя они традиционно ассоциируются с мужчинами и женщинами, важно осознавать, что оба пола содержат оба принципа. Один без другого не только теоретически невозможен, но и в значительной степени не функционирует.

 

В своей книге «Соединяя небо и землю», Суки Коулгрейв исследует данные принципы сквозь призму школы Юнга и даосизма. Недавно в произведениях «Тесная общность» и «Путь настоящего мужчины» Дэвид Дейда воспользовался комплексом из даосской и иудейско-христианской моделей и 20-летним опытом работы с мужчинами с целью раскрытия сути гендерной динамики и представления ясного и полезного описания различий в подходах к жизни с мужской и женской точек зрения.

 

Согласно этим моделям, мужская половина ориентирована на качества деятельности, справедливость и права. Женская – на отношения, заботу и ответственность. Перейдя на язык мужчин (мужской) и женщин(женский), Кен Уилбер заявляет: «Мужчины тяготеют к деятельности; женщины – к общности. Мужчины следуют правилам, женщинысвязям. Мужчины смотрят, женщины прикасаются. Мужчины склонны к индивидуализму, женщины – к взаимоотношениям»(«Интегральная духовность», стр. 12).

 

МУЖСКОЙ ПОЛ                       ЖЕНСКИЙ ПОЛ

 

Права личности[-------------+------------] Ответственность перед другими

Рост посредством испытаний[-------------+------------] Рост посредством похвалы

Быть свидетелем на расстоянии[-------------+------------] Близость и интимность

Подотчетность[-------------+------------] Спонтанность

Полезность[-------------+------------] Красота

Лидерство[-------------+------------] Преданность

Спокойствие[-------------+------------] Целостность

Справедливость[-------------+------------] Сострадание

Устойчивость[-------------+------------] Изменчивость

Говорить по существу[-------------+------------] Говорить много

Теоретик[-------------+------------] Испытатель

Свобода[-------------+------------] Безопасность

 

Выше приведен список противоположностей, где участникам моего семинара нужно выбрать между двумя противопоставлениями и поставить крестик напротив той строчки, которой они отдают предпочтение. Опыт использования этой таблицы показывает, что многие женщины ориентированы на мужские ценности, а многие мужчины - на женские. Респонденты обоих полов считают, что это помогает объяснить некоторые современные гендерные загадки. Они осознают, что форма биологической внешности никоим образом не определяет ценностную ориентацию, управляющую внутренним содержанием.

 

 

 

Пол и состояния

 

Уилбер описывает мужской принцип, как чистую пустоту, которая является свидетелем воплощенного женского принципа. Проще говоря, мужчины любят смотреть, женщины любят, чтобы на них смотрели. Дэвид Дейда развил эту мысль, назвав мужской принцип божественным принципом неявной божественной природы, который является свидетелем женского, воплощенного во всем живом.

 

star.jpg

 

На рисунке мы видим иудейский символ – звезду Давида – изображающий мужской восходящий поток (треугольник, указывающий вверх) и женский нисходящий поток (треугольник, указывающий вниз), которые, объединяясь, образуют инклюзивный символ Космоса, охватывающий мужской и женский принципы.

 

Таким образом, мужской пол стремится к божественному, и при этом ищет превосходства над материальным миром женского пола.

 

В поисках предельного спокойствия божественного разума, он определяет непрерывно меняющийся хаос чувственного проявления как греховный, и в своих патологических формах он может жестоко подавить женщин и им подобных в качестве отклонения от своей божественной чистоты. Он может также сдерживать собственное тело (которое в этой модели женское по природе, хотя имеет мужской пол), что приводит к запущенности, алкоголизму или употреблению наркотиков.

 

Тогда как женский пол находит божественное через проявление. Сквозь ее чресла происходит все живое, и каждому, кто был свидетелем появления на свет живого существа, это кажется чудесным. Для нее природа есть божество, и духовная практика наиболее правдива, когда она спонтанно обнимает и любит все, что появляется, что бы это ни было. Поэтому она считает грехом отрицать чудо спонтанного творения в пользу какого-то «абстрактного» понятия божественной пустоты. В своей патологической форме она может безжалостно повлиять на энергетическую обстановку вокруг мужчин в ее жизни, а также поддерживать и питать паттерны контроля, манипуляции и разрушения его автономии.

 

Однако у мужского пола есть свое экзистенциональное происхождение (основание его треугольника) в явном мире, тогда как женский – происходит из неявной области тонких энергий. То есть мужчины в мире чувствуют себя как дома, им комфортно обращать внимание на внешние секторы грубых объектов. Женщины находятся в своей стихии в тонком мире мечтаний и фантазий и потоке энергетической и жизненной силы, непосредственный опыт с которыми проявляется во внутренних секторах. На одном уровне парадоксально, что патриархальные и матриархальные духовные традиции определяют «свою территорию» как область греха, хотя обе вожделенно смотрят в глаза друг другу как божественные существа из другого мира своих противоположностей.

 

Из своего личного опыта я видел много женщин, которые витают в облаках, становятся в какой-то степени идеалистическими и совершенно непрактичными, когда дело касается использования и управления предметами из грубой области. Я также наблюдал как мужчины, которые так сфокусированы на мире объектов, полностью забывают о потоке энергий, проходящих через тонкую область между людьми и объектами их желаний или неприязни.

 

Феминизм и мужское движение

 

Дейда отмечает, что феминистическая революция 1960-х годов в действительности развила в женщинах мужской принцип. До этого представительницы женской половины человечества в основном ограничивались ролью жены, матери и организатора общественной сети друзей и семьи. Тогда как мужчины ходили на работу, содержали семью, были, как правило, неэмоциональны, и господствовали в таких сферах, как бизнес и правительство. Благодаря феминизму женщины смогли начать строить собственную карьеру, выдвигать свою кандидатуру на государственные должности, вступать в армию и менять собственные лампочки. Они вступили в области, где раньше заправляли практически только мужчины (за исключением наиболее опасных и требующих физического труда).

 

Подобным образом мужское движение подразумевает развитие мужчинами женской стороны своей натуры. Тогда как согласно стереотипу 1950-х гг. мужская половина человечества была неэмоциональна, авторитарна и сурова, мужчины 1960-х гг. начали отращивать волосы, обниматься, отказываться от авторитета во имя согласия, проявлять непосредственность и проводить больше времени с детьми.

 

В модели Дейды все мужчины должны пройти через эту ориентировку на женскую сторону, но добиться такого благосостояния можно, лишь исправив идентификацию в собственных природных мужских качествах. Однако это переотождествление теперь включает женские качества, которые он может реализовать в перспективе и поведении, когда обстоятельства того потребуют. То же самое, но наоборот применимо к женщинам.

 

Для обоих полов ранние стадии данного нравоучительного похода требуют связи с той стороной своей природы, которая не развилась за годы проб и ошибок. Например, недавно эмансипированная женщина может стать излишне самостоятельной, тщеславной и пользоваться властью как тиран, и все это за счет ее семьи и друзей (типичное поведение мальчика-подростка). Аналогично мужчина может испытывать желание уйти с влиятельной работы, развестись и уехать в Индию – все это говорит о неприемлемом уровне спонтанности и эгоистичной степени ответственности (как у девочки-подростка).

 

Поскольку мужчины отождествляются со своей женской стороной, они могут потерять цель и направление, т.к. они отказываются от независимости для того, чтобы прийти к согласию и наладить связь с другими. Они могут взять на себя роль отцов-домохозяев, тогда как их жены становятся кормилицами. Обычно в результате этого мужчины не удовлетворены своей жизнью, а у их партнерш может развиться вечное негодование по отношению к женоподобным мужьям.

 

Понимание, которое следует из данной модели связано с тем, что иногда агрессивные формы феминизма проникают в средства информации и доминируют в политике государства. Если мужское в женщинах еще не достигло полной зрелости, оно может быть склонно к крайней агрессии и даже жестокости в погоне за мировой властью. Именно такой протест исторически женщины выражали против мужчин, а теперь, похоже, сами стали его жертвами, по мере того, как в женщинах созревает мужская сторона.

 

Мы также приходим к пониманию того, что историческая тенденция ценить мужское выше, чем женское, может обернуться против представителей сильной половины человечества. Поскольку женщины реализуют мужской принцип, они судят о женском поле так же, как это исторически делали мужчины. Этого можно ожидать в культуре, ориентированной на мужские ценности мировой власти, достижений и подотчетности. Понятие, что это некая извращенная форма поэтической справедливости, уравнивает тех, кто придерживается такой точки зрения, в их пристрастии к подавлению со стороны исторического самца, которого они так резко осуждают.

 

Пол и четыре сектора

 

Заметим, что вышеприведенный список женских качеств происходит из размышлений о связанности, совместном смысле, преданности, ответственности перед другими, взаимоотношениях и других качествах левого нижнего сектора «Мы», свойственных внутренней стороне индивида. И наоборот, мужской пол направлен на действия в мире, на подотчетность этих действий, выгодность, полезность, свободу и автономию. Традиционно мужчину интересует деятельность, при этом действия должны быть измеримыми, а мужчина обязан отчитываться о последствиях. Все эти мужские качества можно найти в правосторонних внешних секторах.

 

2.jpgОсобь мужского пола (для краткости - мужчина) выражает свои верхние левые внутренние стороны через верхний правый сектор своего тела. Через тело он работает над превращением своего мира (нижний правый) в идеал, который он представляет в своем верхнем левом секторе. В прошлом такие действия были связаны непосредственно с выживанием и снабжением продовольствием себя и своей семьи с помощью охоты, земледелия, отражения хищников или борьбы за право доступа и контроля над ресурсами, которые улучшили бы условия жизни его семьи и общества.

 

Особь женского пола (т.е. женщина) выражает ее верхние левые внутренние стороны через нижний левый сектор совместного смысла. Неспособная контролировать свой (нижний правый) мир посредством физической силы, она положительно повлияет на него, приложив усилия для воспитания соответствующих ценностей в своих детях, поддержания здоровых общественных отношений в семье и воздействия на социальную политику, отстаивая значение событий в публичной сфере.

 

Эти противоположные и в то же время дополняющие дуги представляют в корне отличные стратегии в стремлении разрешить двойственность между самостью и миром, с которым она сталкивается. Среди бесчисленного множества возможных объектов для внимания, данные ориентировки определяют основные предметы выбора, который делает индивид в отношении того, что важно и как начать управлять динамикой между личными жизненными желаниями и воспринимаемой реальностью.

 

 

Секторный редукционизм

 

В своих более чистых формах особи мужского и женского пола склонны полагать, что секторы, через которые они предпочитают смотреть на жизнь, являются единственно реальными. Мужчина может утверждать, что только правосторонние секторы подлинны.

 

В науке это принимает общую форму научного материализма. В экстремальной форме сознание, таким образом, сводится к бессмысленному побочному продукту нейрохимии, а отношения – это побочные продукты биологических стратегий выживания.

 

В своей более тонкой форме сознание представляется как утверждение о том, что все человеческие недомогания (включая депрессию, отчаяние, тревогу, склонность к гневу или насилию и т.д.) однажды поддадутся генной терапии или фармацевтическому вмешательству. К еще более тонкой форме относится вера в то, что все психологические и экзистенциональные проблемы можно вылечить с помощью стратегий изменения поведения (сектор «Это»).

 

Такое мировоззрение пытается переместить неописуемый опыт существования и тайны отношений в правосторонние секторы, чтобы заставить бытие прогнуться под монологическим взглядом науки. Если бы это мировоззрение в итоге оказалось истинным, все искусство стало бы бессмысленным, вся поэзия была бы просто бессвязными, беспорядочными химическими реакциями, весь мистицизм стал бы бредом, а любовь – лишь побочным продуктом сексуального желания. Данные утверждения не только экзистенционально неприемлемы, но и категорически неверны.

 

Попытка отрицать бытие во внутренних областях систематична в нашей культуре. Тезаурус в Microsoft Word предлагает такие синонимы для слова «бессистемный», как «ненадежный» и «недостоверный». Такое мышление необходимо пересмотреть, если мы собираемся заняться внутренними вопросами, которые оказывают столь сильное воздействие на благосостояние мужчин и женщин.

 

Внутренние параметры индивида доступны только посредством его рассказа. Человек должен сказать нам, как он себя чувствует и что для него истина. Он должен собственными словами рассказать об опыте своего бытия, об отношениях и социальном опыте.

 

Все, что говорит рассказчик, на данный момент для него является истиной, даже если мы можем объективно обнаружить искажения реальных фактов в его мировоззрении. Человек, у которого депрессия, видит только трудности и проблемы. То, что мы, возможно, видим мир в другом цвете, для говорящего ничего не меняет.

 

Для врача не быть уверенным в рассказе человека значит подвергнуть его/ее тонкой, но совершенной форме жестокости… жестокости в виде отказа признать существование другого человека. Свести любого человека к его биологии – значит полностью отрицать действительность множества аспектов, которые делают нас людьми. Если мы намерены служить на благо мужчин, женщин и детей, мы должны рассматривать все параметры существования и направить исцеляющее вмешательство в ту область, где есть недомогание.

 

И наоборот, представительница женской половины человечества может утверждать, что только внутренние секторы реальны. Недавно симптомы такого образа мышления появились в тех сегментах движения Новой эры, где верят, что все материальное бытие происходит от преднамеренности индивида (например, позиция, отстаиваемая в фильме «Секрет»).

 

Удачно названное Субъективизмом (или в интегральных кругах – Страной чудес), это мировоззрение нравится детям и «злобным зеленым мемам», настаивающим на том, что их собственная внутренняя сторона является создателем и хозяином явной вселенной. В области гендерной динамики человек с субъективистским мировоззрением утверждает, что его личное толкование межсубъективного значения является безусловным, и что любое возражение – это просто повод для оскорбления. Взаимопонимание (основа значимой связанности в секторе «Мы»), таким образом, становится труднодостижимым, если вообще возможным.

 

Мужская и женская власть

 

Со времени возникновения феминизма существует точка зрения, что мужчины были у власти на протяжении истории (в основном за счет женщин), что, по-моему, крайне оскорбительно по отношению к женскому полу. Неужели женщины и в самом деле столь бессильны, что их держали под патриархальным гнетом в течение 3000 лет? Или мужчины и женщины вместе участвовали в социально-силовых структурах?

 

Словарь Энкарта дает следующее определение понятию power («сила») - «способность, сила и возможность сделать что-либо». Второе определение звучит так: «контроль и влияние на людей и их действия» («власть» – прим. перев.). Эти определения красноречиво говорят о мужской и женской формах власти соответственно.

 

В нашей культуре, ориентированной на мужской пол, природа власти часто сводится к мужской версии – способности и силе изменять мир, чтобы тот соответствовал цели. История полна рассказами о мужчинах, использующих власть, основанную на силе, для достижения разнообразных личных, политических и общественных задач. Кажется естественным, что на войну всегда шли мужчины. В своей нездоровой форме мужская власть проявляется в виде запугивания и доминирующих иерархий, ведущих к насилию. Секторный редукционизм со стороны мужского пола приводит к крайней нечувствительности к (внутренним) потребностям тех, кто препятствует их мировым целям.

 

Женские формы власти в современном социальном мире сравни дипломатическим попыткам уладить конфликт, раскрыть значение культурных символов и затем переделать их в более гармоничные формы, попыткам изменить законодательство, чтобы оно охватывало более инклюзивные формы справедливости. В своей нездоровой форме женская власть представляется как господство смысла (под угрозой эмоционального или психологического насилия), отрицание всякого смысла (т.е. разборка всех иерархий как проявление нездоровой мужской власти), или настойчивость в принятии смысловых структур на социальном уровне, движимых страхом или местью.

 

Из своего личного опыта могу сказать, что в эпоху апартеида в 1985 году белые женщины  в Южной Африке резко высказывались о своем неприятии правления черного большинства. Из архивных материалов известно, что в 1960-х гг. женщины в южных штатах США были одними из самых ярых противниц антирасистского законодательства. История помнит, что именно жительницы Сейлема чаще всего указывали на других женщин и требовали их сожжения на костре как ведьм. В подобных случаях за мужчиной остается право решать что предпринять, чтобы обеспечить безопасность женщин и детей, и очень часто его поступок привлекает внимание со стороны СМИ или попадает в анналы истории. На протяжении истории влияние женщин, возможно, менее очевидно прослеживается в исторических книгах, но от этого оно не становится менее важным.

 

С каждым возникновением в человеческом сознании появляются новые способы проявления жестокости. С того момента, как мы стали зависеть от принятия в семью, возникла угроза быть отвергнутым, которая представляет собой средство контроля. Когда мы развили способность автономной независимости внутри своих племен, появилась угроза социального неприятия тех, кто не придерживается коллективных правил. Когда мы создали группы, основанные на культуре и общих верованиях, нам пригрозили отлучением от церкви, если мы бросим вызов власть имущим. В нашем современном мире мы сталкиваемся с угрозой нищеты, как следствия ухода от принятых стандартов внутренних или социальных предписаний. Отметим, что это не затрагивает физическое насилие, и таким образом, что касается всех других форм насилия, и мужчины, и женщины в равной степени способны взять на себя роль злоумышленника.

 

Кто стоит у власти в современном мире?

 

Согласно модели развития ценностей в Спиральной динамике, местоположение власти колеблется между мужской и женской формами по мере продвижения сознания вверх по спирали. В настоящее время, судя по влиянию всемирных корпораций и крупных западных правительств, управляемых экономическими ценностями, большая часть власти (60%) принадлежит оранжевому (мужскому) модернистскому цМему, охватывая всего 15% мирового населения. Данный цМем, в основном, отвечает за глобальный кризис экологической устойчивости, эксплуатацию населения стран «третьего мира» ради прибыли и вредное воздействие на благосостояние индивидов из потребительского общества.

 

Между тем центр тяжести научного сообщества и, следовательно, представителей передового политического мышления находится в пост-модернистком зеленом цМеме с плюралистичными, эгалитарными ценностями. Это женский уровень, сосредоточенный на коллективной ответственности, сострадании и важности совместного (культурного) смысла. Его вклад в нашу культуру заключается в осознании природы конструируемого смысла и глубокой чувствительности к потребностям женщин, детей, малочисленных наций и окружающей среды. Хотя менее 5% мирового населения стабильно достигли этого уровня, по подсчетам ему принадлежит до 10% мировой власти. В нашем обществе это можно увидеть на примере быстро растущего коллективного беспокойства за окружающую среду, открытой обеспокоенности упадком ценностей внутри общества и растущей волной заботы о наследии, которое мы оставляем будущим поколениям.

 

Напряжение между противоположностями

 

chair.jpgМужской и женский принципы находятся на противолежащих концах одной противоположности. Возможно, многие склонны воспринимать каждый конец противоположности как дилемму. Мы не можем одновременно реализовать права и ответственность. Мы не можем быть свободными и вместе с тем защищенными. Мы не можем быть ответственными и в то же время спонтанными. Не может быть справедливости и сострадания.

 

Человек с объединенными мужским и женским принципами (будь то мужчина или женщина) способен решать такие парадоксы, творчески представляя решения, превосходящие крайности, при этом отдавая им должное. Например, насильника должны посадить в тюрьму, но с помощью разумной программы реабилитации можно добиться сострадания. Нам нужна дополнительная безопасность вопреки угрозам террориста, однако необязательно класть независимость, за которую мы так боролись, воплощенную в наших гражданских свободах, на алтарь страха.

 

Пока все не уладится, эти напряженные состояния могут проявляться в нашем обществе, в наших отношениях и в нашей собственной психике, вызывая разногласия. Пока не появится значительное содействие и поддержка для решения этих парадоксальных головоломок, необъявленная война между полами будет продолжать бушевать как внешнее проявление внутренней натянутости в мужчинах и женщинах.

 

Крайний феминизм

 

По своей женской природе зеленый цМем проявляет власть через контроль над смыслом. В своей нездоровой форме смысл мужского поведения был наполнен ценностями, которые могут быть истинными только в очень редких случаях. Подумайте, какой смысл несет изображение одинокого мужчины, стоящего в общественном парке и наблюдающего за играющими детьми (он педофил?). Или школьного учителя, отвечающего взаимностью на спонтанные проявления привязанности одной из учениц (он совращает ее?). Или изображение мужчины, оценивающего красоту прохожей с пышными формами (он извращенец?).

 

 

Этот феминистский контроль над смыслом проник в наш главный способ культурного общения…средства информации. Популярные СМИ переполнены стереотипным представлением о мужчинах либо как о хронических насильниках и совратителях, либо неумелых болванах, которые без помощи женщины не могут справиться с простейшими домашними обязанностями. Во многих рекламах мужчина изображен как сексуально озабоченный, бесчувственный и/или жестокий самец в погоне за властью.

 

Между тем государственные системы законодательства, здравоохранения и защиты детей были или по сей день настроены категорически против мужчин. До недавнего времени правосудие в области семейного права работало исходя из того, что у мужчин фактически нет прав на своих детей. Текущая медиа-кампания, спонсируемая государством, изображает всех жертв женщинами, а нарушителей – мужчинами, и выступает под лозунгом «Австралия говорит «нет» насилию над женщинами». По-видимому, у них нет возражений против насилия в отношении мужчин, хотя многочисленные исследования показывают, что женщины с той же вероятностью становятся зачинщицами домашнего насилия, как и мужчины (см. ссылки).

 

war.jpgИ мужчины, и женщины способны применять глубокие уровни нефизического насилия. На картинке Льюнига мы видим спокойно сидящую женщину за вязанием, в то время как она забрасывает своего партнера бомбами из недовольства, негатива и критики. Со временем такие атаки наносят травму и могут стать причиной глубоких психологических ран. Любой консультант понимает, что такие более тонкие формы насилия могут быть крайне пагубными, т.к. их трудно выявить, пресечь и вылечить.

 

Оба пола соучаствовали в написании нашей общей истории, и теперь мы живем в таком мире. Оба пола бегут по потребительской дорожке, используя такое количество ресурсов, которое планета не может восполнить. Оба пола водят машины, выпускающие газы, вызывающие парниковый эффект. Оба пола являются зачинщиками домашнего насилия.

 

Обоим полам необходимо взять на себя полную ответственность за все, что происходит сегодня, они должны сотрудничать, пока мы не разрушили планету, которая станет домом для наших внуков. На карту поставлено то, посчастливится ли будущим поколениям однажды проснуться на планете с все еще богатой разнообразной экосистемой, способной поддерживать высокий уровень жизни, или нет.

 

 

 

Где старейшины?

 

В стремлении понять положение современных мужчин и женщин, важно осознать отсутствие древнейшей формы сохранения мудрости сквозь времена…Старейшины. Старейшины – это не то же, что пожилые люди. Старейшина – это необыкновенный человек с богатым жизненным опытом, хорошо знающий динамику жизни. Старейшина – это живое воплощение ответа на вопрос «Как нам следует жить?».

 

Вплоть до недавнего времени каждое сообщество из всех культур отождествляло и почитало своих Старейшин, как обладателей мудрости в практическом и метафизическом смысле. Она была нужна для того, чтобы вести сообщества через испытания, с которыми они сталкивались. Я могу только представить, что постоянное присутствие Старейшин в жизни человека, должно быть, одновременно отрезвляло и вдохновляло, а также являлось крайне важным источником мудрости.

 

Роль Старейшин основывалась на сообществе. Одной из причин их упразднения послужила глобализация культуры и повышение мобильности мужчин и их семей. Сегодня место Старейшин занял политический слой общества при умелой поддержке научного сообщества. Кажется, многие мужчины и женщины довольствуются героями спорта или медиа-звездами, которые являются лишь размытыми тенями тех настоящих Старейшин.

 

Elders.jpgЕсть масса книг с широким выбором советов о том, как быть родителем, как строить отношения, как работать. Телевидение говорит нам как жить. Пэрис Хилтон служит образцом моральных принципов для нашей молодежи. В прошлом приходской священник рассказывал о моральных добродетелях, но даже этот авторитет разрушили бесконечные скандалы и уничтожение традиционных религиозных институтов и их морального авторитета. В совокупности это подрывает автономию и способность к самоуправлению мужского принципа внутри всех нас. В современную эпоху, когда во многих женщинах сложилось ощущение своей мужской стороны, такая потеря независимости сильно влияет и на мужчин, и на женщин.

 

Любопытно отметить, что Википедия предлагает нам оригинальное определение слова «анархия» (от греческого корня, означающего «без правителя»): «теория об общественном строе, где нет правителя или руководящего органа, но у каждого индивида есть абсолютная свобода (при этом царит порядок)». Такая степень самосоздающейся свободы потребовала бы глубокое ощущение (мужской) автономии вместе с глубоким пониманием важности (женской) ответственности за социальные последствия. То, что это слово получило определение в тезаурусе Microsoft Word как «хаотической ситуации, где нет никакой организации или контроля», является наглядным примером способности нездорового зеленого цМема давать новое значение словам для соответствия потребностям тех, кто обладает коллективной властью.

 

Согласно философии даосизма, на плечи мужского принципа ложится задача разрешить жизненные трудности и проблемы нашего общества. Будь то мужчина, или женщина, решения наших постоянно растущих социальных дилемм и мирового кризиса родятся в мужском разуме. У нас есть возможность принципиально наделить решения 21-го века качествами зрелого женского сердца.

 

Одним из удачных побочных продуктов благосостояния мужчин (которые отождествляют себя с мужским принципом, используя компетенцию в своих женских ценностях) станет их восстание наподобие древних воинов для защиты благополучия тех, кто нуждается в их помощи (включая детей, бедняков и окружающую среду). В отличие от воинов прошлых лет интегрированный мужчина не отдаст предпочтение стальному оружию, а выберет слова, интуицию и вдохновение. Мужчины многократно доказали свою готовность пожертвовать всем во благо тех, кого любят. Как только он заново обретет свою цель и ориентиры, интегрированный мужчина с большей вероятностью с радостью принесет в жертву свои потребительские предметы роскоши, если в результате этого дети его детей смогут вести достойную жизнь на планете, которую они унаследуют.

 

 

Чего хотят мужчины?

 

Каждый мужчина согласно кивает мне, когда я спрашиваю, чувствует ли он сильное желание быть полезным. С одной стороны мужчины славятся своей независимой природой и навязчивым стремлением к свободе. Возможно, не так широко ценится, что независимость и свобода являются необходимыми условиями для того, чтобы мужчина мог свободно выбирать, как лучше служить интересам тех, кого любит.

 

Большинство представителей мужской половины человечества также сходятся во мнении, что на последнем издыхании они хотят знать, что они покидают мир, сделав его немного лучше. Это желание – простой, но в то же время совершенный показатель степени зрелости женского принципа в мужчине. Как утверждает Кэрол Джиллиган, женская сущность достигает своей абсолютной зрелости, когда ее главной ценностью становится всестороння забота.

 

What men want.jpgМужчины хотят быть полезными. Мужчины хотят чувствовать, что их жизни что-то значат для тех, кому они служат, будь то семья, сообщество или страна. Чтобы какая-либо из этих глубоких мотиваций проявилась в жизни мужчины, его стремления быть полезным и служить интересам других необходимо сначала рассмотреть с точки зрения того, что они представляют, и только потом принимать его дары.

 

У меня было немного случаев, но они показательны, когда мои попытки услужить даме (например, открыть дверь, донести покупки) встречали резкий отказ. Я спросил одну из таких женщин о ее реакции, и она ответила, что она не беспомощная и прекрасно может справиться с дверью сама. Поскольку женщины проявляют мужские качества, некоторые (возможно, многие) склонны отказываться от небольших подарков, которые преподносят мужчины в качестве тонких патриархальных намеков на женскую беспомощность.

 

Когда эта динамика достигает системных пропорций (что, как я полагаю, существует во многих ячейках нашего общества), мужчины становятся очень восприимчивыми к чувству бесполезности. В совокупности со все более безразличным рабочим окружением и процентом молодого поколения, которое ставят перед собой задачу не уважать старших, это может вылиться в глубокий кризис отождествления среднестатистического мужчины. На рисунке Льюнига мы видим, как юноша исполняет роль стальной опоры, держащей баскетбольное кольцо. Он нашел способ быть полезным для своей подруги, и поэтому улыбается.

 

Место чести

 

Степень, до которой человек (мужчина или женщина) реализует мужской принцип, - показатель их пристрастия к ответам на вопросы типа, как помочь изменить мир к лучшему, как защитить и повлиять на тех, кого они любят, и как найти спокойствие в хаотичном мире. Поэтому люди мужского пола (т.е. мужчины) склонны измерять свою ценность в мире уважением и почтением со стороны тех, кому они стараются услужить.

 

В каждом городе Австралии и во всем западном мире есть памятник в честь тех мужчин, кто пожертвовал жизнью во время войны. Такие памятники, естественно, воздвигнуты для живущих, чтобы те, кому еще предстоит погибнуть, помнили, что их усилия будут удостоены чести и останутся в нашей памяти. Для мужчин эти вещи имеют значение.

 

Honor.jpgОтметим, что для женщины ее успех в мире определяется количеством и качеством отношений и любви в ее жизни. Она тоже нуждается в почтении, однако в ее случае женщину будут одаривать многочисленными небольшими дозами почета на протяжении ее глубоких взаимодействий с близкими.

 

Мужчины не склонны слишком быстро выказывать свое почтение друг другу. В мире мужчин что приходит легко, едва ли вообще нужно. Не получив уважения и почтения, мужчина будет больше работать над завоеванием «приза» (эту склонность беспощадно эксплуатировали работодатели и военные командиры на протяжении истории). Поэтому мужчина за всю свою жизнь может получить всего несколько знаков почтения от его сверстников. Мужчина, которого часто удостаивают чести, - редкость.

 

В близких отношениях мужчине требуется свободная, щедрая женская форма почитания, чтобы поддерживать в нем мотивацию и стремление. В начале прошлого века и ранее стереотипные отношения ставили почитание женщиной своего мужчины в центр динамики отношений. Если систематически не оказывать уважения мужчине дома и в публичной сфере, он может довести себя до изнеможения, тревоги и отчаяния, пытаясь «добиться» того, что невозможно.

 

Пренебрегать знаками почтения могут по многим причинам. Усилия мужчины могут, в самом деле, быть без особого энтузиазма и плохо продуманными, и поэтому едва ли они заслуживают уважения. Однако могут быть более системные основания; такие как научный материализм в профессиях, связанных с медициной, социальной и психологической помощью, давнее влияние антимужского феминизма и трудности, преподносимые чрезвычайно сложной современной жизнью.

 

Самая крайняя форма оскорбления – это отказ признать само существование, что происходит на умственном, эмоциональном и межличностном уровне через непринятие внутренней тождественности мужчины (его левосторонние секторы). Если к мужчине, нуждающемуся в медицинской поддержке с такими симптомами, как тревога или депрессия, регулярно относятся как к биомеханической машине (т.е. прописывают лекарства вместо консультации), то медицинское вмешательство может в действительности нанести больше вреда, чем излечить.

 

Чтить мужчину - значит просто признавать его за то, что он есть, что в современном мире подразумевает простое признание его добрых намерений вопреки невероятной комплексности. Чтить мужчину – также значит полностью доверять его способности решать его собственные жизненные задачи, если ему представится шанс выразить (и, следовательно, воплотить) жизненные обстоятельства без страха осуждения или редукционизма. Чтить мужчину – значит обеспечить его мощным орудием в его собственном стремлении к благополучию, а оно может продолжительно и основательно способствовать его умственному, эмоциональному и физическому здоровью.

 

Что мы можем сделать?

 

Самый главный подарок, который мы можем преподнести другому человеку, - это оценка и признание всех параметров его существования (не только биологическую сторону или то, как используется эта биомашина для создания ценности для общества). Преподнести такой подарок можно, просто послушав их рассказ. То есть сформировать эмоционально и ментально безопасное окружение, где он или она чувствует себя достаточно уверенно, чтобы поделиться своей историей о том, кто он и как он таким стал. Это особенно важно для современных мужчин, поскольку большинство из тех, кого я встречал, имеют мало возможностей, если вообще имеют, рассказать их историю и быть услышанными.

 

Эмоциональная безопасность обеспечивается отсутствием осуждения, даже невысказанного. Уверенность в этой безопасности развивается из сострадательного признания максимального усилия мужчины быть лучшим, насколько это возможно.

 

В Теории-U Шармера он утверждает, что суждение закрывает ум, а цинизм – сердце. Степень, до которой мы циничны по отношению к благородным намерениям мужчин, - это та степень, до которой мы будем продолжать лишать их настоящей аудитории, когда они делятся своими внутренними реалиями. Когда суть рассказанной от всего сердца интимной истории остается неуслышанной – это пассивная форма насилия, разъедающая благополучие любого живого человека.

 

Ментальная безопасность идет от абсолютного доверия к конфиденциальности той истории, которой человек хочет поделиться. Его рассказ должен оставаться его собственностью, и другой может узнать о ней только с его разрешения. Где-то в глубине души большинства мужчин живет вера, что если он расскажет свою историю, это сделает его восприимчивым к критике и даже эксплуатации (вот почему большая часть мужчин традиционно молчат по таким вопросам).

 

Ментальная безопасность усиливается, когда избегается всякая попытка предложить ему решение его проблем. Мужчине необходимо чувствовать себя хозяином своей судьбы, и он скорее откажется и переработает свою историю внутри, чем пойдет на риск, подставив себя под лавину советов. Простое действие рассказа его истории дает мужчине право изобразить свой внутренний мир, и с этой свидетельской точки зрения он, вероятно, найдет свой собственный путь к достижению целей. Совет загубит это стремление на корню. И напротив, может понадобиться лишь эмоциональный и проницательный вопрос, чтобы сдвинуть мужчину с мертвой точки смущения и дать ему возможность снова открыть смысл цели и направления.

 

Врачи, пожалуйста, будьте осторожны, прежде чем выписать лекарства мужчине в бедственном положении. Естественно, в крайних случаях от них есть польза, но притупляющий эффект антидепрессантов лишает мужчину необходимой способности найти свой собственный путь из лабиринта его отчаяния. Антидепрессанты могут выполнить функцию влажной тряпки на сигнальной лампе мужской креативности. Мужчины растут, преодолевая трудности (посмотрите какую-нибудь спортивную игру, если сомневаетесь в этом трюизме). В светлые времена мужчины будут ставить перед собой задачи, чтобы способствовать собственному развитию. В темные – им может понадобиться лишь вера одного человека.

 

Puring water.jpg

Если вы знакомы с мужчиной, добившимся некоторого успеха в содержании своей семьи или в выбранном жизненном пути, прекрасным подарком станет оказание ему искреннего почтения за достижения. Этот поступок необязательно должен быть слишком щедрым или продолжительным, но даже несколько сердечных слов от всей души и из глубокого уважения для среднестатистического мужчины будут на вес золота.

 

Если вы – женщина, значительным подарком для мужчины в вашей жизни станет развитие понимания того, как вы проявляете свою мужскую натуру, и особенно любопытно как вы будете с ним бороться за мужскую противоположность ваших отношений. Если вы щедро даете советы о том, как ваш мужчина должен выполнять повседневные задания, или вы крайне недовольны, что он «мужчина наполовину», или с трудом доверяете своему мужчине играть его роль в ваших отношениях, возможно, вы подсознательно сражаетесь за мужскую энергию и таким образом вынуждаете его взять на себя более женскую роль. Существует высокая вероятность того, что такая стратегия не принесет благополучия никому из вас.

 

Наконец мужчины всех видов и убеждений могут начать использовать возникающие в них женские качества общности и сострадания, чтобы выйти из уединения и объединиться с другими мужчинами. С этой целью мы должны избавиться от старых страхов и пойти на риск, чтобы протянуть руку дружбы. Местные мужские группы, основанные в сообществе, обеспечивают атмосферу безопасности и поддержки для мужчин для того, чтобы начать работать с многочисленными поколениями мужчин с посттравматическим стрессом. Сейчас больше чем когда-либо мы нужны друг другу, и, в конечном счете, только мы сами мешаем прогрессу на пути к взаимоуважению и открытой поддержке.

 

Источник: users.beagle.com.au

Перевод: integralportal.ru

Комментариев (1)

Добавил(а) в закладки: (0)

Больше похожего

  • Восстановление данных …