Пропустить навигацию
 
В данный момент модерируется

Джоанн Хант: Превзойти и включить наш обычный образ жизни. Введение в интегральный коучинг

Версия 1 
Bookmark and Share
Создан : 06.06.2011 14:35 Елена Миллер - Последнее изменение :  06.06.2011 14:53 Елена Миллер

Превзойти и включить наш обычный образ жизни


Введение в интегральный коучинг


Джоанн Хант

 

Содержание

Эволюция коучинга

Структура убеждений, на которой основаны изменения в человеке

Подход к изменениям в Интегральном коучинге

Модели развития и методы коучинга

Сессии коучинга

Наша модель развития «превосхождения и включения»

Применение субъект-объектной теории в Интегральном коучинге

Фазы развития в методе Интегрального коучинга

 

Резюме. В данной статье представлено общее описание метода интегрального коучинга, разработанного Джоанн Хант и Лаурой Дивайн, основательницами Института интегрального коучинга в Канаде. Краткое введение в область коучинга опирается на теорию четырех секторов и имеет своей целью исследовать, какие подразумеваемые предположения лежат в основе взглядов различных школ коучинга на процесс изменений и как они соотносятся с быстро растущей областью развития взрослых. Затем будет дано более детальное описание теории субъектно-объектных отношений, модель развития «превосхождения и включения» и интегральная модель AQAL, на которой и основан подход данной школы к изменениям. Далее будут описаны необходимые шаги работы с клиентом и понятия текущего образа жизни (сила идентификации, горизонтальные способности и естественные границы), а также зарождающегося будущего, нового образа жизни, который лучше поддерживает желания и намерения клиента – тот зов, который слышен только ему.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________

 

На протяжении всей истории своего развития человек искал тех, кто помог бы ему в росте, эволюции и происходящих изменениях: шаманов, старейшин, учителей, духовных лидеров, экспертов, консультантов, терапевтов и наставников. В последние двадцать лет в эту мощную и сложную область поддержки человеческого роста вступили и профессиональные коучи. Требования современной жизни постоянно усложняются, и многие люди обращаются к коучам в поисках избавления от страданий, неизбежно возникающих из-за несоответствия тому, кто мы являемся и кем мы хотели бы быть в нашей профессиональной и/или личной жизни. Непосредственно в этот момент по всему миру люди консультируются по такому широкому кругу вопросов, как: укрепление навыков стратегического планирования, более точное взаимодействие с другими людьми, более естественный образ жизни; здоровое питание, родительские обязанности, более внимательное отношение к телу и духу, умение отказывать окружающим и т.д. Такой широкий круг вопросов дает невероятное ускорение развитию области, но в то же время требует наличия устойчивой структуры для правильного понимания и успешной оценки методологии коучинга. В данной статье я использую всю глубину и широту интегральной теории; я кратко опишу точный и изящный способ ее применения в нашей работе Интегрального Коучинга. Вначале я исследую зарождающуюся дисциплину профессионального коучинга, включая разработку программ формального обучения. Затем кратко представлю метод и процессы, которым пользуется Интегральный Коучинг в своей работе с людьми в интегральном формате.

 

Эволюция коучинга

 

До начала 80-х годов прошлого века в большинстве случаев под термином «коуч» понимался тренер в спорте, в особенности в атлетических видах спорта. С начала 80-х годов коучинг начал занимать более широкую область и стал относиться к области развития человеческого потенциала в целом, в основном в рамках организационного консультирования. Различные компании активно искали способы повысить производительность труда. Мир стремительно менялся, и вместе с этими изменениями возникла необходимость не просто реагировать на вызовы окружающей среды, но и развиваться. Руководители должны были улучшить свои навыки передавать полномочия, управлять людьми и процессами и расставлять правильные приоритеты, и одновременно сбалансировано подходить к требованиям, возникающим с развитием новых технологий, глобализации и работе с сотрудниками, принадлежащими к разным культурам и работающими в разных странах. Профессиональный коучинг стал методом развития, который помогал людям эффективно справляться с все более сложными потребностями и предоставлял надежный и испытанный метод поддержки руководящих работников. В дальнейшем коучинг вырос в новую профессию за пределами спортивной области. В эти годы надпись на визитке, заявляющая о том, что ее владелец «профессиональный» коуч или коуч «руководящего состава» стали обычным делом, и люди совершенно искренне предлагали свои услуги по обучению руководителей и менеджеров. Несмотря на такой подъем популярности данной профессии, формальные программы по обучению коучей находились в зачаточном состоянии, и о них мало что знали даже профессионалы, для которых такие программы предназначались.

 

В начале 90-х годов формальные курсы обучения коучей переросли в профессиональные сертификационные программы. И на протяжении последних 15 лет область профессионального коучинга продолжает быстро расширяться. Сейчас она включает в себя услуги коучинга, обучение коучингу и аккредитацию коучей. В наши дни услуги коучинга предоставляются практически во всех областях, которые вы можете себе вообразить: жизненный коучинг, карьерный коучинг, поведенческий коучинг, родительский коучинг, управленческий коучинг, коучинг личных отношений, коучинг отношений в коллективе – и это далеко не полный список. Несмотря на то, что области и модели обучения в коучинге постоянно расширяются, суть его компетенции и суть обучающих программ остается практически неизменной. Она заключается в том, чтобы поддерживать изменения и развитие в жизни человека. Однако различные школы и подходы коучинга отличаются друг от друга взглядами на необходимые требования к изменениям, на которые они опираются в своей работе. В данной статье я хочу осмыслить эти различия с точки зрения мощной модели интегральной теории.

 

Мы с Лаурой Дивайн активно участвовали в развитии коучинга с конца 80-х годов. Вначале мы сами были руководителями-клиентами, затем посещали курсы обучения коучингу и занимались коучингом сами. За последние десятилетия мы изучили множество подходов к коучингу и являемся сертифицированными Мастерами-Коучами, аккредитованными Международной федерацией коучинга (Master Certified Coaches accredited by the International Coach Federation). Одновременно с получением образования коучей, с конца 80-х годов мы изучали работы Кена Уилбера, а путь нашего личного развития начался задолго до этого. На протяжении всей нашей карьеры мы постоянно задавались вопросом, что же заставляет людей меняться, и одновременно остается неизменным в их жизни. Мы видели явное несоответствие между существующими моделями коучинга и тем, что мы наблюдали в нашей собственной работе. Хотя мы и признавали ценность всех подходов, которым нас обучали, они казались нам незавершенными и отрывочными. Мы хотели включить все традиционные модели коучинга и выработать более интегральный, устойчивый и мощный подход, превосходящий все остальные существующие модели. Из этого разрыва между тем, что мы видели и тем, чего нам хотелось, возникло наше стремление разработать по-настоящему интегральную модель коучинга. Так мы собрали воедино все, чему обе научились относительно моделей управления изменениями, и, опираясь на интегральную теорию и работы Кена Уилбера, разработали наш полностью новый уникальный подход к коучингу. Мы назвали его Интегральный коучинг.

 

Наш подход основывается на описанной Кеном Уилбером (1980, стр. 93-96) и Робертом Киганом (1994) модели «превосхождения и включения» в развитии человека. Он также использует другие компоненты (или элементы) интегрального подхода Уилбера, такие как сектора, уровни, линии, состояния и типы, примененные непосредственно к коучингу. Модель AQAL (все сектора, все уровни, все линии, все состояния и все типы) – это основная структура, посредством которой коучи выявляют и признают уникальное мировоззрение своих клиентов. И, конечно же, модель Интегрального коучинга основана на мудрости и сострадании, возникших у нас в результате нашего собственного жизненного и духовного пути.

 

Первая глава данной статьи показывает, чем отличаются различные взгляды на необходимые для изменений требования с точки зрения модели четырех секторов и как эти взгляды формируют понимание роли коуча в этом процессе. Затем мы перейдем к основной части статьи – описанию целостной карты, или обзора нашего подхода Интегрального коучинга.

 

Структура убеждений, на которой основаны изменения в человеке

 

По сути своей коучинг имеет дело с изменениями: они должны начаться, устойчиво продолжаться и их нужно поддерживать в процессе нашего развития и проявления  наших все более полноценных и свободных версий. Все школы коучинга произошли из этого основного устремления – поддерживать изменения. И, как и в любой другой профессии, различные школы придерживаются различных мнений по поводу процесса изменения в человеке.

 

Сознательно или нет, каждая школа коучинга опирается на ту или иную структуру убеждений о природе изменений. Это касается как подхода к изменениям, так и того, как поддерживать изменения в клиенте. Другими словами, различные школы коучинга, сознательно или бессознательно, имеют свои убеждения относительно роста, интеграции и поддержки людьми «нового» в своей жизни.

 

При помощи модели четырех секторов AQAL довольно удобно исследовать взгляды различных школ на развитие человека и происходящие с ним изменения. Эта модель дает возможность картировать различные убеждения относительно инициирования изменений в человеческой жизни. Уилбер (2000) разместил различные терапевтические подходы в психологии в рамках модели четырех секторов, а мы таким образом применим эту модель к определению местоположения основных взглядов на убеждения основных школ коучинга.  Как всегда, убеждения напрямую влияют на то, что привлекает (или не привлекает) внимание клиента и коуча во время сессии; они формируют роли и динамику отношений клиент – коуч; они влияют на объяснение реально произошедших изменений; и они влияют на конкретные методы или подходы, применяемые коучем в своей работе. Хотя каждая школа искренне убеждена, что полностью понимает механизмы, инициирующие изменения в коучах и клиентах, которым они служат, мы обнаружили, что многие подходы все-таки оказываются неполными. Обычно та или иная школа коучинга сосредоточивается на одном или двух секторах. На рис. 1. мы показали наиболее часто встречающиеся взгляды на убеждения согласно теориям различных школ коучинга.

 

1.png

Рис. 1. Наиболее часто встречающиеся структуры убеждений об изменениях.

 

У меня нет намерения критиковать ту или иную школу коучинга. Напротив, я бы хотела представить карту, которая будет служить двум целям. Во-первых, показать вам способ, которым удобно оценивать, что же на самом деле дает возможность инициировать и закрепить изменения, и во-вторых, дать инструменты, при помощи которых можно принимать и оценивать что в себя включает (а что не включает) любой конкретный подход к коучингу. Когда вы будете читать эту главу, отмечайте ваши собственные предпочтения и склонности, а также подумайте, какие сектора представлены (а какие нет) в различных знакомых вам подходах к коучингу.

 

Подходы, опирающиеся на перспективу верхнего левого (ВЛ) сектора, считают, что изменения происходят тогда, когда бессознательное содержание внутреннего мира клиента выносится в свет сознания, и что ответы на вопросы находятся в глубинной мудрости каждого из нас. С этой перспективы основным фактором изменений является получение доступа к этому врожденному внутреннему знанию и следование его руководству. Такой стиль коучинга в основном уделяет внимание тому, чтобы научить клиента получать доступ к внутренней мудрости, научить его слушать ее, доверять ей и давать ей возможность выразить себя.

 

Роль коуча здесь сводится к помощи клиенту в открытии, разворачивании своих глубинных убеждений, истин и знаний и пребывании в контакте с ними. Коуч создает такое пространство и задает такие вопросы, которые помогают клиенту открыть свое глубинное сознание и, возможно, сознание за пределами самости (self). Клиент получает доступ к своей глубинной мудрости, учится когнитивному восприятию различных перспектив и начинает лучше понимать свои эмоции. По нашему мнению, это феноменологический по своей природе подход; в нем основное внимание уделяется внутреннему измерению, необходимому для устойчивых изменений – осознание своей внутренней жизни, навык размышления, и доступ к глубинной мудрости. Но если вы не уделите внимание другим секторам, то он останется неполным, неэффективным и частичным.

 

Школы, которые подходят к изменениям с перспективы верхнего правого (ВП) сектора, придерживаются убеждения, что изменения происходят посредством правильно выбранных действий. Нет действий – нет результата, нет изменений. Согласно этому подходу, изменения происходят тогда, когда изменяются наши физические действия, наше поведение, наша речь. Этот подход основан на принципах бихевиоризма. Он утверждает, что нас формируют наши действия. Самые мощные агенты изменений, по убеждениям данного подхода, - это измеряемые действия, высокие результаты, долгосрочные цели и завершенные дела.

 

Роль коуча в данном подходе – помогать клиенту именно это и делать: устанавливать поведенческие цели, выстраивать план действий и контролировать клиента на каждом шаге. Мотивируя клиента и/или бросая ему вызов – метод кнута и пряника – коуч должен добиться того, чтобы план выполнялся и цели достигались. Когда клиент выполняет такие дела, которых он раньше не мог выполнить, он обретает силу и уверенность в себе. По нашему опыту, клиенты таких коучей действительно добиваются устойчивого результата, но часто они становятся зависимыми от энтузиазма своего коуча, от его поддержки своей мотивации и его способностей выстраивать правильный план действий, вместо того, чтобы вырабатывать все эти навыки у себя самих. Мы согласны с тем, что ВП модель коучинга использует весьма важный компонент устойчивого изменения – действия, освоение нового поведения, демонстрацию приобретенных навыков и достижение результатов – но одного этого недостаточно.

 

Школы, которые подходят к коучингу с нижней левой (НЛ) перспективы, опираются на убеждение, что изменения происходят благодаря взаимодействию людей друг с другом и созданию общих смыслов. Они считают, что обсуждение и взаимопонимание, естественным образом вырастающее из этого обсуждения, рождают новые мысли и идеи, которые не могли бы прийти в голову человеку одному. НЛ подход восходит к герменевтике. Его приверженцы считают, что изменения не могут произойти, пока мы не выразим себя в языке, который покажет разрывы, изломы или нестыковки наших смысловых конструктов. Этот подход опирается на голос «другого», или коуча, который через обсуждение даст возможность такому мощному инструменту как язык изменить видение клиентом реальности. Этот подход видит коуча в роли собеседника, «партнера-мыслителя», выдвигающего на передний план новые перспективы, которые должны служить катализатором новых открытий для клиента. Коуч должен оставаться в полном присутствии и тонко настраиваться на клиента, чтобы следовать спонтанно возникающим новым тенденциям. Этот подход развивает одновременно навык клиента видеть новое и способность вести глубоко личный разговор, наслаждаясь им. Однако существует риск, что клиент не сможет воплотить в жизнь то, что он с таким воодушевлением обсуждал. По нашему опыту, НЛ подходы поддерживают один из основных элементов человеческого развития – способность делиться своим мнением, способность к глубокому взаимопониманию, к выражению своей уникальной личности и своего уникального понимания, к наблюдению и к тому, чтобы быть предметом наблюдения, способность понимать других. Но, несмотря на всю свою мощь, взятый отдельно, этот подход остается неэффективным и частичным.

 

И, наконец, школы нижнего правого (НП) сектора придерживаются убеждения, что изменения происходят тогда, когда клиент наилучшим образом соответствует контекстам широких систем (или системы), к которой он принадлежит. Хотя здесь мы обсуждаем только организацию, как систему, к которой принадлежит клиент, НП подход так же может включать любую другую систему или группу – например, семью или какое-то сообщество. Например, если нет соответствия между навыками клиента и ролями, ожиданиями и операциональными структурами организации, к которой он принадлежит, тогда в большинстве случаев клиент должен будет адаптироваться к ним, чтобы лучше соответствовать системе, с которой он хочет взаимодействовать, развивать эффективные пути влияния на эти системы, или переместиться в ту систему, которой он больше соответствует.

 

Коуч в НП подходах должен обладать навыком системного видения, чтобы понимать стиль и требования системы и быть способным оценить, насколько клиент ей соответствует. Это определит, что возможно для клиента и что не возможно, что делает невозможным системные и структурные изменения. На этом шаге может потребоваться целостное понимание организации (структура команды, структура полномочий, принципы работы и основные процедуры, взаимоотношения между игроками и т.д.), а также понимание того, насколько клиент соответствует этой организации (его роль, функции, структура отчетности и т.д.). В зависимости от результатов этой целостной оценки коуч будет работать с клиентом над укреплением его знаний и навыков, которые помогут ему вносить больший вклад в работу целого. Это может потребовать работы также и с другими членами организации. Если же коуч не видит возможности успешно адаптировать клиента к условиям в данной организации, он помогает ему найти такую систему, которой он будет больше соответствовать. Этот подход помогает клиенту научиться лучше ориентироваться на местности, научиться влиять на систему и/или искать другие системы, которым он будет больше подходить. На наш взгляд, НП подход отвечает за решающий аспект реалистичных и устойчивых изменений – понимание больших систем, ролей, ожиданий и практических требований, которые предъявляются к клиенту – но только этого недостаточно и взятый отдельно  этот подход оказывается частичным.

 

Любая существующая на сегодняшний день школа коучинга может быть картирована при помощи модели AQAL. Мы можем видеть огромное количество различных вариаций – начиная от школ, расположенных точно в пределах одного сектора, заканчивая школами, комбинирующими несколько секторов. Некоторые школы уделяют основное внимание субъективным секторам (т.е., ВЛ и НЛ), задействуют при этом глубинные важнейшие связи и исследование, взращивая сильную связь между коучем и клиентом – они считают, что все возможно на субъективной стороне карты. Другие школы принимают во внимание только объективные сектора (т.е., ВП и НП), опираясь на действия, результаты и системный вклад. Некоторые школы оценивают только нижние сектора; они убеждены, что групповая динамика, общие смыслы, групповые структуры, системы и процессы оказывают наибольшее влияние на изменения в человеческом развитии. А другие учитывают даже три из четырех секторов (например, ВЛ, НЛ и ВП), не обращая внимания на перспективу НП, тогда как оптимальное соответствие и функционирование внутри системы является важным измерением инициирования и устойчивости изменений. Здесь возможно множество различных комбинаций, но очень мало школ уделяют одинаковое внимание всем четырем секторам.

 

2.png

Рис. 2. Подход к изменениям в Интегральном коучинге

 

 

Продолжение статьи в прикрепленном файле.

 

 

Перевод: integralportal.ru

Комментариев (9)