Пропустить навигацию
 
В данный момент модерируется

Олег Линецкий: Археология истины. Часть первая. Пробуждение чувств.

Версия 10  Нажмите чтобы просмотреть историю документа
Bookmark and Share
Создан : 29.05.2013 13:59 Админ портала - Последнее изменение :  29.04.2016 19:12 Админ портала

Археология истины и возвращение философии.

Часть первая. Пробуждение чувств.


Олег Линецкий, 2013


«Нет ни одной вещи, что содержала бы истину,

И нет смысла смотреть на нее как на реальность.

Если смотреть на вещи как на истинные,

То, в конце концов, увидим лишь ложное.

Где же в неистинном найти место истинному?»


Сутра Помоста Шестого Патриарха


Глава первая. Послания личных историй.


Жалость к себе имеет характерный привкус. Подлинные духовные мастера, театральные режиссеры и психотерапевты в значительной мере обучают именно этому искусству – ощущать специфический запах самообмана. Это слышится всей душой, ощущается энергетически, когда столкнувшись с изменениями и жизненными вызовами, человек играет в жалость к себе, обвинение кого-то или чего-то вокруг. Наблюдать это грустно и забавно одновременно.


Прислушайтесь к звучанию некоторых утверждений ниже. Обратите внимание на свои чувства, когда произносите эти фразы, часто встречаемые в категории «золотых правил» успеха.


  • Не беспокойтесь о том, что думают о вас окружающие.
  • Думайте только о хорошем, поскольку мысли материальны.
  • Не осуждайте и не критикуйте других.
  • Вы должны научиться прощать.
  • Делая добро, не ожидайте в ответ добра.
  • Мир вокруг нас – работа нашей души.
  • Довольствуйся тем, что есть в настоящем.
  • Будьте не такими, как все; мыслите нестандартно; будьте бунтарями.


Слыша подобные высказывания, я замечаю два типа возникающих реакций. С одной стороны, эти суждения понятны, я их отчасти разделяю и вспоминаю множество ситуаций, для которых они могут оказаться справедливыми. С другой стороны я замечаю удивление, осторожность и даже явное сопротивление. Удивление потому, что авторы подобных советов, похоже, теряют из вида ситуации, где работают противоположные правила. Неужели требуется незаурядная фантазия, чтобы представить ситуации, в которых справедливо обратное?


  • Примите во внимание, что подумают о вас окружающие.
  • Не забывайте об актуальных проблемах, которые вас беспокоят.
  • Выносите здоровые критические суждения и отстаивайте свое мнение.
  • Научитесь показывать, когда люди причиняют вам дискомфорт.
  • В своих проектах рассчитывайте на поддержку тех, кому делали добро.
  • Мир вокруг нас – совместная работа всех живых существ.
  • Меняйте мир к лучшему, планируйте будущее свое и своих близких.
  • Не отрывайтесь от коллектива; эволюция обычно устойчивее революции.


Plato_Aristotle.png

Каким бы красивым ни было утверждение, обычно находится ситуация, в которой оно не будет работать (включая это высказывание). Более того, рабочим окажется прямо противоположное. Нужно ли нам развиваться? Иногда. Мудрость – качество лидера? Иногда. Бог есть любовь? Иногда. Все в наших силах? Иногда. Нужно быть сострадательным? Иногда. Красота спасет мир? Иногда. E=mc2? Иногда. Стучите и откроется? Иногда! В одних ситуациях эти принципы могут прекрасно работать, в других же они будут только мешать, а работать будут противоположные. Даже неисправные часы дважды в день показывают верное время.


Так можно поступить с большинством суждений, претендующих на универсальность. В некоторых случаях уместно беспокоиться о мнении окружающих, а в других пойти наперекор. Иногда следует проявить конформизм, а иногда бунтарство. Порой важно быть терпимыми, а иной раз оказать явный отпор. За примерами далеко ходить не приходится. Слыша суждение, возвышающее добродетель лишь одного полюса, я невольно чувствую согласие и возмущение одновременно, поскольку оно отчасти справедливо, а отчасти ложно. Часть меня испытывает признательность человеку за участие и желание поделиться опытом, а другая выражает агрессию за неуважение к моим представлениям о мире и праву жить своей жизнью.


Сопротивление связано с тем, что кто-то указывает какими нужно быть и что нужно делать. От Папы Римского до электрика из ЖЭКа речь окружающих обильно переполнена нормативными суждениями. На каком основании эти люди в повелительном наклонении определяют как нам жить, причем обычно в отрыве от конкретных ситуаций? Этими насаждающими «будьте» и «не будьте», «делайте» и «не делайте», «должны» и «не должны» (или неосмотрительно играющими с вечностью «на самом деле», «всегда», «только») обильно переполнен не только интернет, но также литература по лидерству и множество духовных источников.


Можно посмотреть на вопрос несколько шире: что вообще эти люди хотели сказать и как подобные утверждения их характеризуют. Как вообще мы можем помочь себе и близким нам людям в принятии мудрых решений? Ведь подобного рода направляющие «советы», прежде всего, демонстрируют неспособность их авторов видеть жизнь более широко, учитывать уникальность каждого человека, многогранность его переживаний и разнообразие обстоятельств. Это не просто вопрос выбора подходящих выражений, но способности слышать язык и вырабатывать более зрелые культурные формы проявления заботы и участия.

Когда вообще возникает необходимость выносить подобные суждения? Например, что-то вроде «не беспокойтесь о мнении окружающих». Этот вопрос начинает захватывать внимание, когда беспокойство об отношениях между нами и другими уже наступило. Волнение уже обнаружилось и побуждает обратить на него внимание. Личные интересы вступают в противоречие с мнением окружающих (точнее, с заинтересованностью в этих людях), мы начинаем чувствовать сомнение и неуверенность. Приходится уговаривать себя не беспокоиться, не чувствовать! Чтобы разобраться с подобным напряжением требуется сформировать отношение к конфликту, интерпретировать или пережить его. Иными словами, мы говорим о том, что беспокоит.


Иногда я задаюсь вопросом: почему из всего многообразия переживаемых явлений автор выбирает сообщить нам о своем удивительном открытии не ориентироваться на мнение окружающих? Не потому ли, что он долгое время сам играл в игру «быть послушным мальчиком или девочкой»? Когда стало совсем не выносимо, он наконец позволил себе выйти за флажки ограничений и делится теперь со всем миром своей находкой. Может быть он еще за флажки и не вышел, но уже остро понимает необходимость этого и нуждается в поддержке. В любом случае автор все еще находится в болезненной ситуации «на меня давят окружающие», отождествлен со своей историей и раздает советы как бороться с мнимым противником.


Почему из двух равновозможных вариантов «беспокойтесь о мнении окружающих» и «не беспокойтесь о мнении окружающих», каждая из которых описывает возможное отношение в конкретной беспокоящей ситуации выбора, автор выбрал рекомендовать нам только одну? Хуже, почему он возводит это в статус универсального правила или закона? Почему он не говорит, например, «уважайте мнение окружающих, но не предавайте свою собственную позицию»? Возможно потому что он говорит это о себе, говорит из своей боли, через призму своих обстоятельств. Он живет в реальности, в которой много личных обид и проблем с отношениями. Видимо он не достаточно хорошо умел определять свои границы и устал учитывать окружающих.


За частично ошибочными лозунгами и законами успеха скрываются подлинные и болезненные ситуации выбора, которые обычно еще не решены и беспокоят их авторов. Если бы они уже были успешно прожиты, авторы не предлагали бы нам верить в универсальные правила, опираться на мертвые убеждения и концепции, независимо от нашей конкретной ситуации. Из лучших намерений люди делятся с нами своими открытиями, не покидая пространства личных историй. Они не видят, что подобные высказывания содержат контекст их собственных переживаний, которые мы иногда неосмотрительно принимаем за универсальные правила.


Люди жаждут искренне поделиться своими историями, а все что им удается произнести – это обрывки болезненных откровений, претенциозные максимы перед окончанием очередного акта. Вместо «я не знаю как прожить свои печали» слышится «мы должны радоваться жизни». Вместо «я не могу справиться со своим гневом» слышится «мы должны быть добры к людям». Так из лучших намерений мы получаем богатый материал для психотерапии.


Таковы бессознательные мотивы, которые тщательно проясняли философы-постмодернисты. Автор захвачен идеей неповиновения, страхом зависимости и его советы имеют неосознаваемую подавляющую направленность. Сам того не осознавая, он передает нам послание «я так долго ориентировался на окружающих, что мне уже тошно о них думать». Аналогично другие послания, выраженные в отрыве от их дополнений или контекстов, звучат как волнующие сигналы о своих авторах, неумело пытающихся прикрыть свои слабости:


  • Меня пугают навязчивые мысли и нерешенные проблемы.
  • Я не умею спокойно спорить и боюсь конфликтов.
  • У меня много обид, я боюсь выражать боль и защищать границы.
  • Я боюсь своих чрезмерных ожиданий от окружающих.
  • Этот мир раздражает меня своим несовершенством.
  • Я устал гоняться за нереальными целями.
  • Мне страшно признаться насколько мне хочется быть принятым.


Более того, даже просто ставя Like в своем внутреннем мире на безобидных и расхожих фразах, мы, не замечая того, отвергаем противоположный смысл, погружаясь в гипнотический транс. Такими усыпляющими идеями наполнен интернет, популярная духовная и деловая литература, всевозможные тренинги и светские разговоры:


  • В мире нет ничего невозможного. ->

В мире есть также масса всего невозможного, но я боюсь это признать.


  • В любой ситуации главное оставаться собой. ->

Любая ситуация – это также возможность трансформации, но я не хочу это замечать.


  • Мы видим только то, что хотим видеть. ->

Мы также обусловлены физиологией и культурой, но для меня это не особенно важно.


  • Смысл жизни в служении людям. ->

Смысл также быть радостным и счастливым самому, но я не могу этим наслаждаться.


  • Двигайтесь вперед не смотря ни на что. ->

Можно учиться у препятствий, делать паузы и корректировать цели, но я и так все знаю.


  • Каждый создает свою реальность. ->

Мы также живем в общей материальной реальности, но я захвачен другой идеей.


  • Есть только жизнь, но нет того, кто живет эту жизнь. ->

Здесь возникает импульс стукнуть бамбуковой палкой и спросить кому больно!


Годы духовной и терапевтической практики позволили чаще слышать оба сообщения, явное и скрытое. Это просто режет слух. Нередко за высказыванием сразу видится образ и сценарий, который проживает человек. Однако дело не столько в сообщениях, сколько в выражаемых ими напряжениях. В определенном смысле говорят не люди, а сами напряжения или беспокоящие противоречия – все то, что не оставляет нас безразличными. Через нас говорит возбуждение. Почему вообще мы об этом переживаем? В Дзен отвечают – «мы проявляем заботу». В подобном конфликте мы часто занимаем позицию лишь одного аспекта и озвучиваем взгляд на напряжение с односторонней перспективы. Так мир легко делится на доброе и злое, появляется хорошая самоотверженность и плохое своекорыстие, хорошая храбрость и плохая осторожность, хорошее принятие и плохая критичность, и так далее.


Вопрос даже не в том, чему именно мы отдаем предпочтение, вынося какие-либо суждения. Любое такое предпочтение односторонне и, значит, отчасти правдиво и отчасти ложно. Я бы хотел привлечь внимание к тому, что предшествует любому частичному варианту – напряжению выбора. Замечаем мы это сразу или нет, суждению предшествует момент выбора интерпретации, пограничное состояние тревожности, неловкости и сомнений, когда мы чувствуем возбуждение и еще не решили чему отнести причину беспокоящего состояния. Внутренний конфликт, в котором мы еще не заняли ничью сторону. Момент, когда оба варианта интерпретации происходящего еще потенциально сосуществуют и я могу по-разному оценить причину своего беспокойства.


В ситуации напряжения с окружающими, причина в их конформизме или в моем неуважении? Если выпускник не может найти работу, причина в слабости образовательной системы или в нерасторопности самого выпускника? Скучная работа – это проблема работодателя или низкая самооценка сотрудников? Увольнение – это потеря или возможность? Неэффективная политика – это недоразвитость избранников или пассивность избирателей? В горной местности я чувствую собственную силу или силу местности? Загрязнения окружающей среды – это вина корпораций или нашего неосознанного потребления? Мы живем в сложном, абсурдном и изменчивом мире или это я прилагаю недостаточно усилий и заинтересованности для его познания?


Великие люди одним из важнейших ингредиентов успеха называли способность комфортно справляться с состояниями неопределенности и делать в них выбор, полагаясь на интуицию и чувства. Они не делегировали свой выбор мертвым правилам, но часто оставались бдительными и сомневающимися. Что такое чувства, как их понимать и на них полагаться, как обнаружить истину в беспокоящих ситуациях, а также как может быть выражена словом сердечная мудрость мы рассмотрим немного ниже. Пока же я предлагаю сделать краткий экскурс в западную философию, чтобы проследить как проходили поиски истины в известной истории.


...


Ниже ссылка на PDF файл с полным текстом для скачивания.

Комментариев (7)