Пропустить навигацию
 
В данный момент модерируется

Олег Линецкий: Археология истины. Часть вторая. Психотерапия философии.

Версия 5  Нажмите чтобы просмотреть историю документа
Bookmark and Share
Создан : 20.11.2013 12:50 Олег Линецкий - Последнее изменение :  29.04.2016 19:26 Админ портала

Археология истины и возвращение философии.

Часть вторая. Психотерапия западной философии.


Олег Линецкий, 2014



«Тот, кто хочет понять Бога, должен обратить свой взор к вечному Свету в своем сердце, где скрытая Истина проявляет сама себя. Этот Свет дается простому взору души и в нем человек становится видящим. Это загадочное сияние, в котором человек видит все, что может пожелать согласно пустоте его духа…»

Св. Иоанн Рейсбрук


«Это превосходит всякое рассудочное понимание, неспособное сочетать противоположности в их источнике».

Николай Кузанский



Великий квадрат не имеет углов. Великий облик не имеет формы. Перефразируя эти высказывания из «Дао дэ Цзин», можно сказать, что великая философия не опирается на заповеди и авторитеты. Естественное знание запредельно метафизике. Его ироничное обаяние часто просто и обыденно. И все же, свободная от предпочтений Великая Истина способна растворить в свете и затем мудро интегрировать самые прочные границы, замысловатые иллюзии и неподатливые парадоксы.


Как сначала демонстрировала история, а затем убедительно показал постмодернизм, предложив инструмент деконструкции, универсальные концепции и особенно те, которые претендуют на знание причинности, неизбежно находят оппонентов, отстаивающих их противоположность. В первой части мы увидели, что на каждого утверждающего «нужно учитывать окружающих» найдется убежденный сторонник истинности убеждения «не нужно учитывать окружающих», готовый подкрепить свою веру множеством жизненных примеров. Без ясного контекста и вне переживающего субъекта оба выражения – это просто слова, безжизненные конструкции. В таких словах не много мудрости. В устах своих авторов эти суждения все же обретают особый смысл, повествуя о неявных болезненных обстоятельствах, с которыми авторы пока не могут справиться. Так универсальные суждения нередко становятся диагнозами их носителей.


В этом смысле западная философская традиция, в той или иной степени указывающая как устроена жизнь «на самом деле» и претендующая в этом вопросе на знание истины, представляет собой плодотворную почву для психотерапии. Даже постмодернизм, убежденный в отсутствии абсолютной истины, не замечает претензии этого убеждения на абсолютность. Выдвигаемая Кеном Уилбером истина эволюционирующих иерархий также не замечает призыва к вере и разбивается о рифы постмодернистского плюрализма, который надежно привит от веры в любые рациональные построения. Если присмотреться, мы находим теории философских школ исключительно парами, как конфликтующие точки зрения, а самих философов – мастерами занимательной полемики.


Оправдание концептуальной правоты по неконцептуальному вопросу – занятие не скучнее прочих, пока не появляются подлинные обиды, оскорбленное самолюбие и настоящие противники. Благо хоть так в западной традиции находится что-то реальное! Не секрет, что философы часто не могут совладать с эмоциями, сокрушаются о неразумности оппонентов, опускаются до назидательных проповедей и жалуются на жизнь как обычные обыватели. Чем не симптом для терапии?


Между тем, философы – это особенные люди, движимые страстным стремлением к истине. В своем желании выделить фундаментальные принципы бытия и познания, они заслуживают подлинного уважения и содействия. Следуя этой цели, западная традиция веками взращивала культуру мышления, способную обнаруживать ограниченность воззрений оппонентов и расширять их контексты. Однако большинство школ обычно останавливалось на критике, ограничивалось защитой своей правоты и не особо стремилось к интеграции мнений. Возможно, пришло время соединить разрозненные части мозаики.


Почему бы действительно не провести глубинную терапевтическую работу со всей западной философской традицией? Как минимум это может быть исцеляюще, как максимум – может помочь решению миротворческих, социальных и культурных задач. Лично мне это не безразлично! Философии во все времена служили важным направляющим ориентиром для современников. Сила философии в значительной мере определяется силой моральной теории (дающей ответ на вопрос «что делать в ситуации напряжения?»). Чем больше в ней практического знания любви, чем больше заботы и сострадания без потери эффективности, тем больше к ней доверия. Наука не отвечает на вопрос о моральной навигации в мире, но это понимание крайне необходимо для всех нас.


Если разные направления философии не могут сегодня сосуществовать друг с другом в согласии, как они могут осилить миротворческий процесс в глобальном масштабе? Ревизия западной философии позволит привнести больше осознанности и направить ее к более целостному состоянию. В первой части было указано направление для поисков истины. Во второй – мы глубже проследуем в этом направлении. Мы уделим внимание теме нравственности и предсказательной способности сердца. В третьей части детально разбирается структура переживания и вопросы познания, связывается научное знание и мистическое постижение, а также дается введение в естественную философию. Вероятно, пришло время привнести живые чувства в традицию мыслителей!


В процессе чтения этого текста вы будете не просто свидетелем этого освобождающего процесса, но станете его непосредственным участником. Вы сможете увидеть новые грани самого себя, обнаружить центрирующую перспективу, способную значительно сократить количество страха, увеличить гибкость и игривость. В ходе изложения будет использоваться минимум специальной терминологии, которая в таком случае будет поясняться. Наша задача – принести покой в умы, согласие в сердца и надежду в души. Такая реконструкция создаст невиданную ранее предпосылку интеграции мудрости Востока и Запада, философии и психологии, ума и сердца.


После того, как постмодернизм разрушил привычные основания и оставил мир в раздробленности и нигилизме, благородной задачей стала интеграция осколков в новую целостность, построенную на недоступном для деконструкции, свободном от включения и исключения, веры и неверия основании – Великой Истине. Задача не простая, но вполне выполнимая – трансформация западной и восточной философии в целостную систему, философию чистого видения, учение о переживании, в котором найдется заслуженное место всему многообразию частичной правоты. Мы исследуем «философский камень» и присоединимся к перспективе, из которой восточные и западные учения видятся дополняющими фрагментами единого знания.


Вторая часть состоит из двух глав:


  1. В первой главе рассматриваются основные философские направления Запада на примере конкретных задач, а также фундаментальные мировоззренческие вопросы, по которым у философов возникают наибольшие разногласия. Это вопросы первичности сознания и материи, индивида и культуры, опыта и разума, разума и воли, воли и бытия. Пять важных теорем о причинности доказывается через обращение к опыту единства.
  2. Во второй главе проводится параллель между этими вопросами в западной традиции и в восточной философии, раскрывается подход к мудрости в мистических традициях. В ней исследуются пять первоэлементов – земля, вода, огонь, воздух, пространство – и их связь со структурой переживания. Рассматривается вопрос связи истины с совестью, страстями, аффектами и созерцанием. Затрагиваются темы сакрального символизма мандал, происхождения эннеаграммы, соционики, и многое другое.



ГЛАВА 1. ПЯТЬ НАПРЯЖЕНИЙ ЗАПАДНОЙ ТРАДИЦИИ


«Можно сказать, что интеллектуальное познание, поскольку оно различает, постигает пропорции. Духовный человек интегрирует эти пропорции в свою душу. Все дефекты – это дефект пропорции; они суть заблуждения, которыми люди живут. Острота интеллектуального познания есть благо лишь в том случае, когда дополняется гармоничностью души».

Фритьоф Шуон



Полный текст в PDF формате вы можете загрузить по ссылке под этим документом.

 


Продолжение по ссылке ниже:

Археология истины и возвращение философии. Часть вторая. Глава 2.

 

logo_portal.jpg

Комментариев (14)