Пропустить навигацию
 
В данный момент модерируется

Олег Линецкий: Археология истины. Часть вторая. Психотерапия философии (глава вторая).

Версия 2  Нажмите чтобы просмотреть историю документа
Bookmark and Share
Создан : 20.11.2013 13:43 Олег Линецкий - Последнее изменение :  29.04.2016 19:32 Админ портала

Археология истины и возвращение философии.

Часть вторая. Психотерапия западной философии.

 

Олег Линецкий, 2014



ГЛАВА 2. ПЯТЬ ЭЛЕМЕНТОВ МИСТИЧЕСКИХ ТРАДИЦИЙ


«Учение, которое передавал Победоносный, непостижимо мыслью и невыразимо, оно не есть ни Учение, ни не-Учение. Ибо святые велики своей неопределимостью».

Алмазная сутра совершенной мудрости


«Учение – это пять аспектов мудрости всеведения».

Лонгчен Раджампа


«Эти пять суть причины всех действий – будь то праведных иль безрассудных – всех, что здесь человек совершает своим телом, речью иль мыслью».

                                               Бхагавадгита



Восток, однако, дело тонкое, а мистический восток еще тоньше. Тогда как европейские философы посвящали жизни детальной разработке отдельных точек зрения и в баталиях с оппонентами отстаивали истинность частичных перспектив, восточные мудрецы исследовали иной подход к тем же явлениям и ситуациям, которые мы разбирали в предыдущей главе.


Еще в древние времена они обратили внимание, что напряженные проблемные ситуации сопровождаются особыми состояниями неуверенности и колебаний. Они также отметили, что выбор любой крайней точки зрения в ситуации неопределенности оставляет беспокоящий эмоциональный осадок и создает враждебные аспекты реальности. Древние традиции подошли к вопросу элегантно – они сместили фокус внимания с полярных мнений на сами границы между противоречивыми полюсами. Они заметили, что границы воспринимаются, не являясь при этом ни материальными, ни сознательными, ни субъективными, ни объективными, ни личными, ни общими, ни волей, ни разумом. Сама невыразимая тревожность проявляется через эти границы.


Намного раньше европейцев индийские риши и сиддхи обнаружили пять типов основополагающих противоречий, хотя их менее всего заботили полярные перспективы. Их подход предполагал, что умение оставаться осознанным в состоянии удивления и неопределенности в значительной мере предопределяет принятие мудрых решений. Предметом их интереса стала возможность делать выбор, который сохраняет непредвзятость, расслабляет напряжение и обеспечивает большую целостность. Такой выбор они называли «чистым» от предпочтений, а центрированное по отношению к полярным точкам зрения воззрение – чистым пробужденным видением.


Пока ученый Запад изучал мельчайшие детали природного ландшафта и спорил о том, какой берег реки красивее, левый или правый, мистический Восток погружался в воду и учился плавать. Мистики различных созерцательных традиций учились часами пребывать в обжигающем огне тревожного безмыслия, овладевая беспокойной энергией возбуждения. Они исследовали мощные силы, отвлекающие от естественного состояния присутствия, и находили более мудрые способы управления энергией бытия, учитывающие и интегрирующие интересы каждой стороны.


В западной философии не так просто найти рассуждения о вибрациях, энергиях, резонансе или священном трепете. На Западе мистиками были единицы. Большинству европейских философов зачастую не хватало созерцательной практики и объема внимания, чтобы устойчиво исследовать природу бытия, тревожность и высоко вибрационные состояния незнания. Идея двойственности на Западе в лучшем случае была представлена концептуальной гегелевской диалектикой и кантовскими логическими антиномиями, которые не связаны с темами сердца, чувств, энергии и индивидуального переживания парадоксов.



Полный текст в PDF формате вы можете загрузить по ссылке под этим документом.


Комментариев (0)