Пропустить навигацию
 
В данный момент модерируется

Олег Линецкий: Динамика переживания. Естественная перспектива. (Обновлено)

Версия 3  Нажмите чтобы просмотреть историю документа
Bookmark and Share
Создан : 07.08.2014 16:50 Олег Линецкий - Последнее изменение :  16.08.2014 14:22 Олег Линецкий

Динамика переживания. Естественная перспектива.

Ключ к пониманию тантрических традиций и дхармических учений

(на примере сопоставления этапов переживания и структуры путей тибетского буддизма).


/Ниже имеется ссылка на PDF для комфортного чтения. Картинки кликабельны./

TANTRA.jpg

     1.     МИРСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ. Эгоическое – неспособность рефлексии своих отождествлений.


Восприятие волнения: ранимость, жгучее желание обладания и инстинктивное захватывание.

Момент страдания: невозможность получить объект (вещь, состояние) своего отождествления.

Причина страдания: дистанция между собой в настоящем и желаемым объектом.

Выбор: необходимость преодолеть все преграды на пути овладения объектом.

Опора для действия: цель оправдывает средства, реактивные защиты.

Мудрость: сила, способность достигать поставленные цели любой ценой.

Критерий истины: удовлетворение от обладания.

Отношение к другим: я признаю право силы других, а они должны признавать мое право.

Корреляция со спиральной динамикой: красный, магический, эгоцентрический.



 

СУТРАЯНА (Колесница сутр: малая и большая колесницы).

Уровень Нирманакайи – измерение проявленной реальности (тела). Внешние опоры.

Путь отречения. Характерной чертой пути является отказ от причины всего негативного.


 

     2.     ХИНАЯНА (Малый путь). Уровень грубого тела – способность рефлексии поведения.


Восприятие волнения: значимые люди недовольны или мир не оправдывает ожидания (В/В, И/К).

Момент страдания: сожаление в настоящем, относящее к действию в прошлом.

Причины страдания:

                 Мирская: недостаток ограничивающих/культурных шаблонов и навыков поведения.

                 Духовная: эмоциональные загрязнения, порожденные привязанностью к объектам (клеши),

                 неспособность различать моменты волнений и сдерживаться в состоянии аффекта.

Выбор: решение больше не действовать во вред другим. Импульс связывается ограничениями.

Опора для действия: четкие правила поведения и предписания со стороны значимых авторитетов.

Моральная опора: не причинять вреда окружающим, соблюдать обеты и правила морали.

Мудрость: опытность, способность сдерживать волнующие эмоции, контролируя свое поведение.

Осознанность: способность различать моменты возникновения волнений (дхармы) в потоке бытия.

Критерий истины: спокойствие в поведении, эмоциональный комфорт близких людей.

Отношение к другим: принимаемые мной предписания и ограничения касаются всех.

От чего освобождаемся: от импульсивного реагирования и слияния с выполняемым действием.

Как освобождаемся: созерцание и уединенное размышление о поведении и страдании.

Цель практики: воздержание, умение успокаивать больше дхарм, освобождение от страстей (клеш).

Корреляция со спиральной динамикой: синий, мифический, абсолютистский.

 

Духовное учение. Учение о дхармах. Восприятие состоит из переживаний (дхарм).

Четыре Благородные Истины. Закон кармы. Эмоциональные яды и их противоядия.

Учение о бессущностности личности. Принцип взаимозависимого происхождения.

 

 

 

     3.     МАХАЯНА (Большой путь). Уровень тонкого тела – способность рефлексии мышления.

 

Восприятие волнения: отсутствие необходимого в ситуации образа мышления и действия (Г/Т).

Момент страдания: новые подходы к ситуации блокируются своими привычными убеждениями.

Причина страдания:

                Мирская: недостаток всеобъемлющих концепций, знаний, интеллектов и уровня развития.

                Духовная: фундаментальное неведение, привязанность к ограничивающим концепциям.

Выбор: формирование намерения более учитывающего решения. Гибкое отпускание старых правил.
Простые ограничения сменяются на более сложные концепции, признаваемые большинством.

Опора для действия: рациональная логика, универсальные законы, научно достоверные теории.

Моральная опора: действовать на благо всех живых существ, учитывать максимум перспектив.

Мудрость: развитость, способность справляться с вызовами, спокойно учитывая много точек зрения.

Осознанность: способность различать моменты исключения перспектив во время интерпретации.

Критерий истины: спокойствие разума, понимание общих принципов, справедливых для всех.

Отношение к другим: принимаемые мной объективные аргументы универсальны для всех.

Махаяна практикует нераздельность сострадания и пустоты. Развитие сострадательного настроя.

От чего освобождаемся: от базового неведения природы субъекта и привязанности к концепциям.

Как освобождаемся: упражнения поведения и медитации, практики десяти совершенств, служение.

Цель практики: умение выйти за пределы концептуального мышления и помочь в этом другим.

Корреляция со спиральной динамикой: оранжевый, рациональный, множественный.

 

Духовное учение: Не только личность, но все феномены бессущностны (дхармы пусты).

Две истины: абсолютная и относительная. Две завесы: мешающие эмоции и жесткие взгляды.

Два накопления: мудрости/созерцания + заслуги/благие деяния и проявление в мире.


 

 

 

ТАНТРАЯНА / ВАДЖРАЯНА (Алмазная колесница тантр).

Уровень Самбхогакайи – измерения ясности и энергии (речи). Путь преображения.

Характерной чертой этого пути является преображение страстей в мудрость и энергию.

В отличие от сутры, где субъект живет в мире, в тантре субъект переживает свое бытие в мире.


 

НИЖНИЕ ТАНТРЫ – внутренние опоры.


 

     4.     САТТВА ЙОГА (Чистая йога). Уровень причинного тела – способность рефлексии воли/выбора и состояний.


Восприятие волнения: сложность выбора определенной интерпретации из облака вероятных (Т/П).

Момент страдания: высокое состояние угнетается ориентацией на общепринятые представления.

Причина страдания:

                Мирская: недостаток интереса к ближним, слабая согласованность с интересами других.

                Духовная: восприятие мира как относительного, привязанность к объективной правоте.

Выбор: внимание к состоянию творца (божества) в процессе выбора интерпретации. Отпускание

универсальных концепций в пользу опоры на состояние достоинства и свободу выбора.

Опора для действия: чистота мотивации, расширение интеграции своих интересов с окружающими.

Моральная опора: действовать на благо всех собственных интересов, учитывать максимум чувств,

расширение возвышенного состояния (бхавы), ощущения свободы и права создавать реальность.

Мудрость: влиятельность, способность делать чистый выбор, поддерживающий торжественное

состояние божественной гордости, без необходимости оправдываться перед собой или другими.

Осознанность: способность различать состояния отягощения и вынужденности в момент выбора.

Критерий истины: спокойствие воли, уверенность в выборе, сохраняющем состояние величия.

Отношение к другим: люди должны признавать состояния и свободу видения свои и окружающих;

восприятие себя и других людей божествами, а внешнего мира – чистой обителью просветленных.

Саттва-йога практикует нераздельность абсолютного и относительного измерений.

От чего освобождаемся: от представления о раздельности абсолютной и относительной сфер.

Как освобождаемся: очищающие ритуалы, работа с состояниями, визуализации в образе божества.

Цель практики: непрерывность божественного величия, вступление в чистое измерение мандалы.

Корреляция со спиральной динамикой: зеленый, плюралистический, релятивистский.


Духовное учение: Переживание и феномены разворачивается в пространстве восприятия.

Очищение воззрения через возвращение проекций. Овладение энергетической системой.

Посвящения, мистерии, поклонение, места силы, диеты, единение с божеством (йидамом).

 

 


ВЫСШИЕ ТАНТРЫ (Ануттара-тантра) – абсолютные, тайные опоры.


 

     5.     МАХА ЙОГА (Великая йога). Уровень тела основы – способность рефлексии аспекта баланса/ясности.


Восприятие волнения: парадокс конфликтующих интересов в пространстве переживания (П/Е).

Момент страдания: чувство безличной меры сбивается ощущением себя причиной действия.

Причина страдания:

                 Мирская: недостаток отстраненности и сострадания препятствует нахождению баланса.

                 Духовная: привязанность к состоянию творца мешает сдаться безличной равностности.

Выбор: довериться чувству гармонии и соотнести между собой различные интересы и желания.

              Творческая свобода выбора связывается абсолютной нравственной мерой.

Опора для действия: дифференциация и связывание противоречивых интересов в переживании.

Моральная опора: представлять мандалу сил/интересов и обнаруживать ясность как их баланс.

Мудрость: центрированность, способность интеграции парадоксов на основе ясного света.

Осознанность: способность различать дисбаланс разных интересов в пространстве восприятия.

Критерий истины: чувство меры, состояние равностности запредельное принятию и отвержению.

Отношение к другим: люди должны ориентироваться на состояние динамического равновесия.

Маха-йога практикует нераздельность ясности и пустоты. Ясность – аспект пустоты/истины.

От чего освобождаемся: от нужды принимать или отвергать какие-либо интересы и состояния.

Как освобождаемся: стадия порождения; три созерцания и построение мандалы переживания.

Выстраиваемая мандала совмещается с переживаемым миром, превращая его в чистую землю.

Цель практики: обретение совершенной ясности посредством соединения мудрости и метода.

Корреляция со спиральной динамикой: желтый, интегральный, системный.

 

Духовное учение: Три аспекта созерцания: отстранение, учитывание и балансирование.

Ваджрное учение о пяти элементах/мудростях/скандхах/пятицветном радужном свете.



     6.     АНУ ЙОГА (Изначальная йога). Уровень тела основы – способность рефлексии аспекта энергии/блаженства.


Восприятие волнения: дискомфортная напряженность, озабоченность, беспокойство. (П/Е)

Момент страдания: возможности расслабления препятствует напряженность поиска баланса.

Причина страдания:

                 Мирская: недостаток спокойствия, недоверие голосу совести, чувствам и волнениям души.

                 Духовная: привязанность к согласованию интересов мешает оставаться  расслабленным.

Выбор: довериться сердечной мудрости облегчения вне понятий и сделать выбор, сохраняющий

душевное спокойствие. Ясность абсолютной морали подчиняется чувству умиротворения.

Опора для действия: полагаться на чувства, на интуицию, ощущение тенденций в пространстве.

Моральная опора: действовать на благо расслабления возникших в переживании волнений.

Мудрость: умиротворение, способность выносить суждения на основе сохранения расслабления.

Осознанность: способность различать моменты самозамыкания и попытки кривить душой.

Критерий истины: чувство расслабленной благости запредельное усилию и достижению.

Отношение к другим: люди должны ориентироваться на свет совести и потоковые состояния.

Ану-йога практикует нераздельность блаженства и пустоты. Блаженство – аспект пустоты/истины.

От чего освобождаемся: от необходимости напрягаться для удержания ясности и равновесия.

Как освобождаемся: стадия завершения; созерцание света, мгновенное узнавание природы ума.

Цель практики: переживание большей центрированности и свободного протекания энергии.

Корреляция со спиральной динамикой: бирюзовый, холистический, гармонизирующий.

 

Духовное учение: Созерцание собственного чистого ума как светоносности пространства.

Осознанное переживание предполагает устойчивость на более высоком уровне энергии.

 

 

 

ДЗОГЧЕН (Великая завершенность).

Уровень Дхармакайи – измерения сущности и пустоты (ума). Путь самоосвобождения.

Характерной чертой пути является самоосвобождение дхарм.


 

 

     7.     АТИ ЙОГА (Совершенная йога). Уровень тела основы – способность различать аспект присутствия/пробуждения (ригпа).


Восприятие волнения: дискомфортное тревожное одергивание от текущего переживания (П/Е).

Момент страдания: возможности переключения препятствует благость текущего состояния.

Причина страдания:

                 Мирская: недостаток чувствительности препятствует разворачиванию нового переживания.

                 Духовная: привязанность к переживанию бытия мешает оставаться открытым небытию.

Выбор: открыться возможности пространства/небытия/пустоты удивить рождением следующего

переживания. Блаженство текущего переживания подчиняется непрерывности появления нового.

Опора для действия: распознать ориентир в одергивании и почувствовать само новое волнение.

Моральная опора: не порождать усилий удержания текущих или отвержения возникающих волнений

(мыслей, образов, желаний, состояний), но отнестись к ним с равным уважением.

Мудрость: присутствие в естественном состоянии, способность в первый момент переключения

оставить новый феномен без оценок и не избегать тревожного волнения, лежащего в его основе.

Осознанность: способность различать разрывы между переживаниями и попытки их пресекать.

Критерий истины: тревожное чувственное возбуждение запредельное причине и следствию.

Отношение к другим: люди должны быть более чувствующими, чтобы быть более свободными.

Ати-йога практикует нераздельность ригпа и пустоты. Переключение дхарм – аспект пустоты/истины.

От чего освобождаемся: от необходимости сохранять гармонию и благость текущего состояния.

Как освобождаемся: оставление как есть, пребывание в естественном состоянии без исправления.

Цель практики: способность открываться волнительным чувствам без убегания в активность ума.

Корреляция со спиральной динамикой: коралловый, космоцентрический, свидетельствующий.


Духовное учение: Учение о нераздельности дхарм в своей изначальной природе.

Естественное состояние запредельное утверждению и отрицанию, бытию и небытию.

Великое совершенство запредельное воззрениям, практике, усилиям и созерцанию.

 

Естественное состояние: единство ясности, блаженства, пробужденности и переживаний.

 

 

logo_portal.jpg


Исследование переживаний выявляет их значимые аспекты:

  • 4 перспективы: текущая (1 л), другая (2 л), интегрирующая (3 л), абсолютная (4 л).

Рефлексия грубого тела позволяет разотождествляться с перспективой 1-го лица;

Рефлексия тонкого тела позволяет разотождествляться с перспективой 2-го лица;

Рефлексия тела причин позволяет разотождествляться с перспективой 3-го лица;

Перспектива 4-го лица позволяет оценивать качество интеграции с абсолютной высоты.


  • 4 относительных аспекта различения:  четыре тела.

Рефлексия грубого тела – способность различать дискомфорт в сфере поведения;

Рефлексия тонкого тела – способность различать дискомфорт в сфере мышления;

Рефлексия тела причин – способность различать дискомфорт в сфере интересов;

Различение аспектов тела основы позволяет узнавать 3 способа проявления истины.


  • 3 абсолютных различения: три аспекта тела основы, «три природы ума», сат-чит-ананда.

Узнавание ясности пяти элементов – пустота является мерой пяти типов конфликтов;

Узнавание изначального блаженства – пустота определяет чувство облегченности;

Узнавание мгновенного пробуждения – пустота инициирует новые переживания.

Нераздельность ясности и пустоты, блаженства и пустоты, пробужденности и пустоты.



Классы опор при принятии решений/переживании в ситуациях волнений:


    1. Автоматические защитные реакции
    2. Полезные привычки грубого тела
    3. Рабочие концепции тонкого тела
    4. Чистые желания причинного тела
    5. Ясный свет равностности тела основы
    6. Изначальное блаженство тела основы
    7. Мгновенное присутствие тела основы

 


Примеры полагания на различные опоры в обычных жизненных ситуациях:


1.     Следование объекту желания.

Бывает, что мы очень торопимся и проезжаем светофор на красный свет. Нам нужно успеть!

Остальное в этот момент оказывается не важно. Нам придает силы жгучий страх опоздания.

Вся энергия в эти моменты направлена на то, как преодолеть помехи на пути обладания.


2.     Следование нормам и правилам.

В общественных местах падает желание нарушать заданный порядок. Например, в аэропорту

мы подчиняемся процедуре и лишь интересуемся, где регистрация и паспортный контроль.

Иногда мы спрашиваем себя, не нарушаем ли мы своим поведением какие-то правила.


3.     Следование доводам разума.

Иногда мы сталкиваемся с неопределенностью множества точек зрения. Мы интересуемся,

что же советуют объективные исследования о пользе и вреде мяса или солнечного загара?

Мы остаемся в процессе обдумывания решения до получения необходимой информации.


4.     Следование состоянию творца.

Иногда в самолете просят поменяться местами. Не поменяться – человек может обидеться,

поменяться – самому неудобно. В обоих случаях мы оказываемся жертвами обстоятельств.

Мы можем ощутить себя создателями ситуации, если включиться  и помочь найти решение.


5.     Следование чувству меры.

Обычная ситуация в ресторане. Если оставить чаевых слишком мало, остается недовольство

собой; если чересчур много, то остается осадок от слабой заботы официанта на эти деньги.

Мы останавливаемся на время, чтобы прислушаться к чувству баланса при разных суммах.


6.     Следование душевной благости.

Когда одесская хозяйка покупает на Привозе рыбу, она не просит справку о свежести улова.

Она смотрит на продавцов, на отношение, на рыбу и выбирает ту, которая с ней «заговорит».

Часть внимания покоится в направлении расслабленного наслаждения своим выбором.


7.     Следование пробуждению.

Иногда в автомобиле настораживает посторонний звук. Мы на мгновение откладываем все

предположения и становимся чистым воспринимающим присутствием. Услышав проблему

яснее, мы затем выносим суждения. В момент различения происходит освобождение от

предыдущей идеи. Прежде чем давать оценки, важно открыться безымянным чувствам.

 

Мы уверены в выборе лучшего ноутбука, а друг неожиданно критикует эту модель. В первый

момент мы останавливаемся и за сообщением друга чувствуем его беспокойство. Когда оно

откликается, происходит освобождение от тождественности с идеей, независимо от выбора.

 


Помехи и страдания, возникающие на разных этапах переживания:


    1. Привязанность к объекту отождествления мешает увидеть интересы другого.
    2. Привязанность к перспективе другого мешает найти взаимовыгодное решение.
    3. Привязанность к объективно лучшему решению мешает ощущать свое состояние.
    4. Привязанность к состоянию творца мешает почувствовать сердечное равновесие.
    5. Привязанность к душевному равновесию мешает оставаться расслабленным.
    6. Привязанность к благости расслабления мешает осознанию одергивающей тревоги.
    7. Привязанность к пробужденности мешает восторгаться новыми объектами.

 

 


Естественный подход предполагает учитывание всех классов методов освобождения:


  • Если дискомфорт видится как страх потери, то используется мирской подход:

добиваться обладания желаемым объектом, для чего игнорируют или разрушают преграды.


  • Если дискомфорт видится как чувство вины, то используется подход хинаяны:

действовать не во вред окружающим, для чего сдерживают импульс и соблюдают правила.


  • Если дискомфорт видится как озадаченность, то используется подход махаяны:

действовать на благо всех существ, для чего используют достоверные науки и силу разума.


  • Если дискомфорт видится как отягощенность, то используется подход внешних тантр:

действовать из возвышающего состояния, для чего согласуют свои интересы с другими.


  • Если дискомфорт видится как внутренний конфликт, то используется подход маха-йоги:

действовать из равностности, для чего интегрируют интересы в пространстве восприятия.


  • Если дискомфорт видится как напряженность, то используется подход ану-йоги:

действовать из облегчения, для чего полагаются на совесть и ощущение расслабления.


  • Если дискомфорт видится как одергивание, то используется подход ати-йоги:

практиковать недеяние, для чего сознают/чувствуют новое волнение без оценок.


               Если дискомфорт не беспокоит, то не от чего освобождаться!



 

Обязательные элементы внимания в процессе естественной работы с переживаниями:


          1.     Необходимость освобождения/выражения волнующего импульса в действии.

          2.     Накопление и использование культурных шаблонов, навыков и моделей поведения.

          3.     Использование достоверных знаний о сознании, культуре, материи и системах.

          4.     Напряжения и интересы рассматриваются в пространстве своего переживания.

                  Необходимость принятия ответственности за переживание (интерпретацию).

          5.     Пять фундаментальных элементов/напряжений/противоречий в восприятии.

                  Принцип двойной причинности: напряжения выражаются конфликтом интересов.

          6.     Ориентация на облечение в процессе проживания волнующих напряжений.

          7.     Введение в естественное состояние. Вхождение в волнующее переживание.

 

Динамика осознанности/мудрости внутри переживания последовательно развивается
в направлении от эмоциональной реактивности (1) к безмятежному присутствию (7).



Пустота/Реальное/Божественное/Мудрость отражается в переживании как нераздельные атрибуты

явленного в опыте субъективного аспекта Абсолюта (в индуизме – Сагуна-Брахман, в буддизме –

три аспекта природы ума, в христианстве – просто чувства), предвосхищающие интерпретации субъекта


    • в виде чувства меры различных интересов (чит, ясность, знание);
    • в степени энергетической напряженности (ананда, возбуждение);
    • в переключении между переживаниями (сат, бытие, присутствие).

 

Чувства предполагают

    • Сомнение, внутренний конфликт;
    • Вибрирование, душевный трепет;
    • Тревожность, потерю спокойствия.

 

 


Базовое понимание уровня сутр/махаяны:

«Дхармы пусты» = переживания являются продуктом концептуальной интерпретации (описания).


Базовое понимание уровня тантр/ваджраяны:

«Дхармы изначально чисты» = в основе переживаний лежит неконцептуальное (чистое) волнение,

напряжение, которое далее переживается (интерпретируется, выражается и успокаивается).


Базовое понимание уровня дзогчен и естественного подхода:

«В истинном смысле не нужно придерживаться воззрений. В истинном смысле делать нечего» =
пока не обнаружился досаждающий дискомфорт в контексте конкретного переживания (дхармы),
нет необходимости универсально что-либо искать, исправлять или к чему-либо стремиться:


      • Не нужно преодолевать преграды;
      • Не нужно соблюдать нормы и правила;
      • Не нужно полагаться на научную достоверность;
      • Не нужно пребывать в позитивных состояниях;
      • Не нужно достигать равновесия интересов;
      • Не нужно стремиться к расслаблению;
      • Не нужно находиться в присутствии!


Комментариев (0)