Пропустить навигацию
 
В данный момент модерируется

Олег Линецкий: Археология истины. Часть третья. Философия переживания.

Версия 3  Нажмите чтобы просмотреть историю документа
Bookmark and Share
Создан : 02.01.2015 13:42 Олег Линецкий - Последнее изменение :  29.04.2016 20:11 Админ портала

Археология истины и возвращение философии.

Часть третья. Философия переживания (отрывок).

 

Олег Линецкий, 2014


Ниже ссылка на PDF файл для скачивания.


ИНДИВИД И КУЛЬТУРА


На время представим, что вы выстояли значительную очередь в аптеке и, наконец, фармацевт оказался готов вас обслужить. Вы не знаете какой именно препарат лучше приобрести и нужно время чтобы прочесть аннотации к пяти-семи рекомендованным аналогам. Фармацевт передает вам описания и застывает в ожидании вашего выбора. Как только вы начинаете одну за другой разворачивать простыни описаний, некоторые из людей, стоящих позади вас в очереди, начинают вздыхать, прокашливаться и обращать на себя внимание.


Возможно, вам знакома подобная ситуация. Давайте на некоторое время представим, что такое случается впервые, а длительность неудобного момента многократно растянем, чтобы пристальнее приглядеться к происходящему. Замечая реакцию окружающих, в первый момент мы находим себя в неловкости и недоумении. Что эти вздохи означают? Как их понимать? Беспокойство заставляет на мгновение остановиться, осмыслить происходящее и возможно что-то предпринять.


Так мы сталкиваемся с проявлением внутреннего конфликта. Одна наша часть заинтересована в приобретении лучшего лекарства из доступных в продаже. Другая заинтересована в том, чтобы сохранить уважительные отношения с людьми в очереди. В подобных случаях мы ощущаем напряжение и легкое замешательство. Если бы мнение окружающих совсем не интересовало или выбор препарата не имел значения, мы бы даже не обратили внимания на краткий миг сомнения и продолжили бы действовать привычным образом. Волнение возвращает к необходимости выбора и сигнализирует о конфликте интересов.


С одной стороны каждый из этих интересов является своим, поскольку их игнорирование вызывает дискомфорт, а удовлетворение приносит радость. С другой стороны их едва ли можно назвать своими, ведь мы не можем просто отказаться от них без последствий и чувствуем в результате отказа либо вину, либо обиду. Мы можем принять во внимание любой из интересов, а можем отказать и отвернуться – мы отчасти свободны от них, а отчасти связаны ими. Они разворачиваются внутри нас, и одновременно мы наблюдаем их со стороны и просто реагируем. Однако пока мы стоим перед выбором, у нас остается возможность переключаться между этими перспективами и выбирать какие интересы учитывать.


Ранее мы уже рассматривали примеры напряжений на границе Индивид/Культура. Рассмотрим детальнее процесс вынесения суждений и формирование понимания. Этот процесс проходит почти мгновенно и мы часто не обращаем на него достаточно внимания. Сталкиваясь с растерянностью, мы обнаруживаем не просто две перспективы, индивидуальную и коллективную, но перспективы, имеющие собственные интересы. Мы можем допускать и уточнять, что такое это личное и общее – это неизвестно наверняка. Однако мы подлинно знаем, что невнимание к их интересам причиняет дискомфорт и беспокойство. Мы попросту страдаем, если их игнорировать.


На первый взгляд реализации личных интересов препятствуют интересы общности с группой и наоборот, групповым интересам мешают личные предпочтения. Замешательство связано с тем, что в первый момент мы колеблемся между перспективами, не отдавая ни одной из них предпочтения. В некотором смысле интересы конкурируют за право быть учтенными. Глубоко в себе мы задаемся вопросом, что больше смущает риск неудачной покупки или гневные взгляды окружающих?


Конфликт обнаруживается в пространстве восприятия. Мы чувствуем его как несоответствие между личной правотой и желанием поддержать контакт с людьми. Нам не хочется уступать свое право выбора, невыносимо себя торопить, а с другой стороны не хочется утратить принадлежность к группе, неприятно ощущать себя изгоем.


Занимая любую сторону, мы начинаем видеть ситуацию сквозь призму ее интересов, относя причину дискомфорта либо к воздействию других людей, либо к влиянию персональных убеждений, наделяя их при этом некими качественными характеристиками. Внутренний конфликт интересов одновременно начинает видеться как столкновение двух самостоятельных измерений: мира личных представлений и мира окружающих, как столкновение человека и общества. Люди в очереди препятствуют совершению лучшей покупки. Собственные покупательские стратегии преграждают путь межличностному согласию.

  • С индивидуальной точки зрения сохранению права выбора мешают окружающие.
  • С коллективной точки зрения сохранению отношений мешают личные предпочтения.


Чтобы понять происходящее и найти гармоничное решение, недостаточно признать и принять напряжение – его нужно толковать, осмыслить, выделить важные для выравнивания ситуации качества индивида и коллектива, сформировать отношение. Нужно вынести оценочные суждения о своем мировоззрении, об ожиданиях очереди и скорректировать свое поведение.

 

...


Полный текст в PDF формате вы можете загрузить по ссылке под этим документом.

 

logo_portal.jpg

Комментариев (0)