Пропустить навигацию
 
В данный момент модерируется

Олег Линецкий: Комментарий на текст "Великий Гаруда". Часть 2. О человеческом и богочеловеческом.

Версия 9  Нажмите чтобы просмотреть историю документа
Bookmark and Share
Создан : 24.07.2016 16:41 Админ портала - Последнее изменение :  21.08.2016 14:17 Админ портала

Комментарий на текст Лонгченпы «Великий Гаруда».


ЧАСТЬ 2. ПОЛНОТА. О человеческом и богочеловеческом.


Как некогда в разросшихся хвощах
Ревела от сознания бессилья
Тварь скользкая, почуяв на плечах
Еще не появившиеся крылья;


Так век за веком — скоро ли, Господь? —
Под скальпелем природы и искусства
Кричит наш дух, изнемогает плоть,
Рождая орган для шестого чувства.


Николай Гумилев «Шестое чувство»


Как бы парадоксально это ни звучало, иногда лучшим способом сохранить что-то дорогое оказывается предательство этого. По крайней мере так может видеться со стороны. Не исключением оказываются и духовные традиции.


Я вспоминаю разговор с одним прогрессивным буддистским ламой, вдохновенно рассуждающем о высшем духовном учении, способном согласовать противоречия, остановить мировые конфликты и объединить враждующие культуры. Я спросил, понимает ли он, что в глобальном масштабе буддизм не может стать объединяющей доктриной, что для создания единого учения мудрости его создателям потребуется выйти за пределы любых конфессий и одновременно вобрать в себя важные элементы всех крупных традиций? Придется стать своего рода отступниками от мифологий ради проявления живой сущности своих учений. Он немного замялся, отвел глаза и ответил, что буддизм – наиболее включающее из известных ему учений, скрупулезно разработанное с точки зрения философии и практики, и нет ничего в других религиях, чем можно было бы его дополнить. На том и закончили.


Он далеко не единственный, кто имеет подобную точку зрения. Как сейчас модно замечать, многие хотят перемен, но мало кто хочет меняться. Говорят о важности диалога, но в лучшем случае имеется в виду терпимое отношение друг к другу, а не согласие и глубинное взаимопонимание. В равной степени это касается и меня самого. Действительно сложно представить каково священникам переосмысливать коренные установки религиозных идеологий и выступать против традиций. Хотя некоторым из них удавалось проводить реформы даже в средневековье. Вероятно, придется начинать эту вызывающую, но интересную работу нам самим.


Духовные традиции часто предопределяют отношение к жизни. Это одна из важных функций, которые явно или неявно выполняют все религии. По сути дела, это значит отношение к непонятному, к изменениям и вызовам. Мы можем искренне считать себя атеистами или верующими, но жизнь в определенной культурной среде, в определенной местности все равно оказывает влияние на формирование фоновых представлений о жизни и моделей поведения в ней. В этом смысле учения Будды, Иисуса, Платона или других мастеров можно воспринимать как указания на способы проживания напряженных ситуаций, частным случаем которой можно рассматривать переживание всей жизни. Каждая философия предлагает свое отношение и свои системы направляющих для ориентации в моменты волнующей неопределенности. Ведь когда нет сомнений, то нет и вопросов – мы попросту продолжаем действовать.


Примирение различных мировоззрений оказывается вполне выполнимой задачей, если выбрать подходящий общий знаменатель. Таким основанием в нашем подходе выступает категория переживания (иногда называемая непосредственным опытом, интерпретацией возбуждения или дхармой). Благодаря ей мы можем увидеть на практике, как соотносятся между собой различные доктрины и их ценные истины.


В первой части мы исследовали отношение к переживаниям разных буддистских школ в зависимости от способности различения. Мы подробно рассмотрели проявление природы ума (Духа) в переживании, детально исследовали механизм осознания и метод самоосвобождения через неулучшение. Мы заметили, что буддистское отношение к волнению произвольно предполагает загрязненность и необходимость очищения от иллюзий. Далее мы погрузим буддизм в более широкий контекст, свободный от этой установки (но не исключающий ее), и увидим какие открытия это принесет. В частности, в вопросе интеграции восточных и западных мировоззрений.


 

Дерево.jpg

 

ЧАСТЬ 2. ПОЛНОТА. О человеческом и богочеловеческом.

 

Ниже ссылка на PDF файл с комментарием для скачивания.

Комментариев (1)