Пропустить навигацию
 
В данный момент модерируется

О великом гнезде бытия

Написано Олег Линецкий Apr 16, 2011 5:23:19 PM
Поделится

Некоторые люди воспринимают интегральную карту AQAL как теорию вне опыта, сухое концептуальное построение. Мне кажется, что это очень поверхностное мнение. Чтобы акцентировать переживательную сторону интегрального подхода, я предложу свое понимание некоторых ее элементов, основанное, опять же, на опыте от первого лица. В качестве первого элемента я возьму Великое Гнездо Бытия. Как указывает на то Уилбер, Великое Гнездо Бытия составляет основу вечной философии и поэтому является важнейшим компонентом любой подлинно интегральной психологии и философии.


Артур Лавджой в своем классическом труде «Великая Цепь Бытия» (доступна на русском), говорит, что она «была официальной философией большей части цивилизованного человечества в большей части его истории», «это был тот взгляд на мир, который разделяли, каждый в своем роде,  большинство искушеннейших созерцательных умов, равно и религиозных наставников как западных, так и восточных». Подавляющее большинство великих философов и духовных учителей человечества соглашались с той или иной версией великого гнезда бытия и познания.


В качестве введения в тему приведу небольшой отрывок.

«В основе вечной философии лежит представление, что реальность состоит из различных уровней существования — уровней бытия и познания, простирающихся от материи к телу, разуму, душе и духу. Каждый вышележащий уровень превосходит, но включает в себя все нижележащие, так что это концепция целых внутри целых внутри целых до бесконечности, восходящих от грязи к Божественности.


Другими словами, эта «Великая Цепь Бытия» на самом деле представляет собой «Великое Гнездо Бытия», где каждое более высокое измерение охватывает и включает в себя все более низкие, подобно последовательности концентрических окружностей или сфер, как показано на рис. 1. Великое Гнездо — это просто «большая картина» этих уровней возрастающей целостности. (Для тех, кто не знаком с концепцией «Великого Гнезда», самым лучшим кратким введением по-прежнему остается книга Шумахера «Руководство для недоумевающих». К числу других прекрасных книг относятся «Забытая Истина» Хьюстона Смита и «Шамбала: Священный путь воина» Чогьяма Трунгпа, который показывает, что концепция Великого Гнезда присутствовала даже в самых ранних шаманских культурах).

 

Гнездо1.png

Рис. 1. Цепь бытия.


В течение последних трех тысяч лет или около того, среди представителей вечной философии существовало почти единодушное и межкультурное согласие в отношении общих уровней Великого Гнезда, хотя конкретное число этих уровней могло быть весьма разным. Некоторые традиции различали только три основных уровня или сферы (тело, разум и дух — или материальное, тонкое и каузальное). Другие выделяют пять уровней (материя, тело, разум, душа и дух), третьи насчитывают семь (например, семь чакр). В большинстве традиций, кроме того, существует очень сложное расщепление этих уровней, нередко достигающее 12, 30 и даже 108 подуровней бытия и познания, которые можно обнаружить в этом необычайно богатом Космосе.


Великая Холархия Бытия и Познания — таков бесценный дар веков. Это суть вечной философии, это та часть вечной философии, которая получила наибольшее эмпирическое подтверждение. Свидетельства в ее пользу продолжают неудержимо накапливаться: человеческим существам доступен необычайно богатый спектр сознания, простирающийся от доличностных к личностным и надличностным состояниям.


Кроме того — и это важный момент, который часто приводит к путанице — говоря, что до-современность обладала доступом ко всему Великому Гнезду Бытия, мы вовсе не подразумеваем, что в то время каждый человек был полностью пробужденным ко всем уровням Великого Гнезда. На самом деле, шаманы, йоги, святые и мудрецы, пробудившиеся к высшим уровням души и духа, всегда были чрезвычайно редки. Средний человек проводит большую часть времени на дорациональных, а не надрациональных уровнях сознания. Тем не менее, «мудрость» означает лучшее из того, что может предложить любая эпоха.


Тот факт, что великие йоги, святые и мудрецы уже переживали многие из надличностных сфер, безошибочно показывает, что в нашей конституции уже имеются потенциальные способности для этих более высоких уровней. Организм человека и его мозг, в его нынешнем состоянии, обладает способностью достижения этих высших состояний.» (Уилбер, «Интегральная психология»)


Отличный обзор. Но у кого-то все равно может остаться впечатление, что в это предполагается верить. Как будто эти уровни существуют где-то там. Особенно, когда дело касается надличностных уровней бытия. Но это совсем не обязательно. Современный развитый человек может прочувствовать основные уровни прямо в своем восприятии. Например, тело, ум, душу и даже Дух. Великое Гнездо Бытия – это не какая-то искусственная конструкция. Это карта вашего непосредственного внутреннего опыта в любой момент времени.


Итак, прямо сейчас можно обратить внимание на свои ощущения. Вероятно, вы сидите и ощущаете давление стула или кресла. Вы ощущаете температуру воздуха в комнате. Вы ощущаете одежду на своем теле. Вы можете перемещать внимание в любую точку вашего тела и так ощущать разные части тела и их взаимодействие со средой. Бьется сердце, происходит дыхание. Вы видите экран монитора, стол, окружающее пространство. Слышите звуки в комнате и за окном. Ощущаете запахи. Пять органов восприятия образуют пространство видимого, слышимого, ощущаемого, запаха и вкуса. Это и есть уровень жизни или тела в нашем гнезде. Способность воспринимать пятью органами восприятия образует субъективный уровень тела. Само воспринимаемое таким образом – это телесный, сенсомоторный уровень бытия. На этом уровне развития остановилось животное царство. Животные не осознают своих мыслей.


Теперь обратите внимание на свои эмоции, мысли и убеждения. Не так просто сидеть без мыслей. Возникают мысленные ассоциации, отношение к написанному, происходит мысленная сверка со своим опытом, возникает согласие или сопротивление. Осознайте, что у вас появляется свое обоснованное мнение. Какую-то часть информации вы воспринимаете образно, какую-то словесно-логически. Внутренние голоса выносят суждения, как-то комментируют этот текст и другие процессы внутри и вокруг. У вас есть какие-то планы, цели, задачи, часть из которых остается на периферии внимания. Все это внутри вас образует субъективный уровень ума. Все поле воспринимаемых таким образом мыслеформ о мире – это уровень ума в гнезде бытия. На уровне когнитивной рефлексии своих мыслей остановилась бОльшая часть современного человечества. Они не осознают импульсов своей души.


Вы также можете обратить внимание на тонкие чувства. Чувства тонкого уровня – это не грубые ощущения и не эмоциональные волнения – все они дорациональны. Чувствование душевного уровня – надрационально. Мысли, до того, как они конденсируются в слова, существуют в виде тонких образов и вибраций света, которые мы не можем ухватить рациональным мышлением, а просто чувствуем, интуитивно (хотя слово интуиция здесь не очень подходит, поскольку ассоциируется с краткосрочным опытом, в то время как тонкое можно чувствовать непрерывно). В некотором смысле это прямое знание или осознание высокой вероятности каких-то событий. Представьте себе, что вы направляетесь в кафе. Осознайте как оно чувствуется во внутреннем представлении. Теперь представьте, что в этом кафе вас ждет любимый человек. Почувствуйте разницу в своем состоянии при изменении этого обстоятельства. Сфокусируйте внимание на различении этих двух представлений. Это явление уровня души. Те же тонкие структуры включаются, когда попадая в новое место, вы чувствуете оттенки его атмосферы. Когда вы смотрите на bmw и чувствуете агрессию его образа.


Вообще, способность различать влияние образов и тенденций, транслируемых людьми, предметами и обстоятельствами на внутренний, душевный, комфорт – это способность уровня души. Чувство стиля. Чувство большей открытости, мягкости, любви. Это самое простое. Это всегда с вами. Это не эмоции, это не ощущения грубого тела. Это слабозаметные тенденции восприятия и отношения. Достаточно выделить и запомнить то место, которым вы это чувствуете и с доверием следовать «своей душе», чтобы натренировать эту способность восприятия. Более сложным тонким восприятием душевного уровня является, например, способность видеть световую и звуковую природу всего проявленного. Тонкое – это не только энергии, это также и особый вид чувствования.


Даже сам Дух вы можете осознать прямо сейчас и в любой момент. Осознайте саму способность осознавать! То, что является условием разворачивания опыта, но само никогда не было опытом. То, что невозможно увидеть или ощутить, и чем можно только быть. Сама открытость опыту, предвосхищение опыта, естественное состояние пустоты от опыта. Это та самая Я-естьность, о которой говорит Уилбер. Это само свидетельствование всего грубого и тонкого опыта, простое присутствие на фоне возникающих и исчезающих в сознании объектов. Это состояние свободы от опыта, чистое созерцание. То общее, что остается в вашем опыте сейчас, час назад, год назад, жизнь назад. Это то, что невозможно обрести, как и невозможно потерять. Это можно только узнать. Осознание себя, своей Я-йности, простое ощущение себя живым. Это оно. Не обязательно, чтобы вы непрерывно осознавали Дух в себе (или себя в Духе), это приходит с практикой. Но возможность на мгновение остановиться и осознать Свидетеля – это то, что остается у вас всегда, в любой момент.

 

Таким образом, за несколько минут вы проделали путешествие по одной из версий гнезда бытия в вас самих. Вы можете осознать, что эти уровни доступны прямо сейчас вашему собственному осознанию, включая часть необычайных надличностных сфер. Гнездо Бытия – это карта территории вашего опыта от первого лица, карта вашей субъективной вселенной. Великая цепь, которая олицетворяет сущность досовременных традиций, фактически имеет дело с реалиями и феноменами, по большей части принадлежащими верхнелевому (ВЛ) сектору интегральной карты.


Она отражает уровни бытия, которые вы уже можете осознавать и к осознанию которых вы еще можете развиться. Великое гнездо – это морфогенетическое поле развития, в котором разворачиваются ваши актуализированные и потенциальные возможности. Эта карта была оставлена нам духовными традициями мудрости, и указывает в частности на сферы бытия, в которые мы все включены, но которые возможно еще не видим.  Структуры сознания – это то в вас, что способно схватывать (осознавать) отдельные паттерны в этом не выразимом словами потоке бытия (пустотном от наименований) и оперировать ими.


Ценность великих традиций состоит в том, что, во-первых, такую высокую степень чувствования они проявили еще сотни и тысячи лет назад, когда уровень развития человечества был крайне низким. Во-вторых, степень различения уровней бытия и сознания у многих философов была крайне высокой. Например, мы сходу можем разбить эти четыре уровня на более мелкие: материя, тело, эмоции, грубые мысли (словесные), тонкие мысли (образы), любовь, свет, свидетель. Это могут быть также 7 чакр, уровни Платона, 10 сефирот Каббалы, 8 виджнян буддизма Махаяны. Все эти уровни разворачиваются в сторону большей тонкости воспринимаемого. Ниже я рассмотрю некоторые важные аспекты гнезда.

 

1. У уровней гнезда нет четкой границы.


От Абхинавагупты и Васубандху до Канта и Гегеля философы досовременности верили, что базовые структуры или уровни бытия и сознания даны нам как навсегда фиксированные и неизменные сущности, по которым возможно восхождение к Духу. Современное прочтение великого гнезда, предложенное Уилбером, акцентирует внимание на том, что их в значительной степени можно интерпретировать как тенденции эволюции, больше похожие на предложенные Чарльзом Пирсом космические привычки, чем на изначально заданный шаблон. Их впервые создали в своем сознании (осознали  и повесили ярлык) эволюционно продвинутые святые и мудрецы, а затем завещали всем нам в виде морфогенетических привычек и эволюционных тенденций, которые заполняются нашим опытом. Чем старше паттерн, тем более непреложным законом он является.


Более того, этих уровней вообще объективно не существует! Все бытие – это единый процесс, в котором нет явных швов. Все, что мы можем сказать о великом гнезде – это то, что в сознании наблюдается непрерывное разворачивание от грубого к тонкому и очень тонкому. В зависимости от используемой шкалы (способа концептуализации) его можно картографировать любым количеством уровней, которое покажется нам удобным. Попробуйте провести четкую границу между эмоцией и мыслью или между мыслью и образом. Это не так просто. Как найти четкую границу между ногой и бедром?


Вместе с тем, при желании и развитой различающей способности можно выделить множество типов умов, каждый из которых вы со временем сможете осознать в себе, как жители севера различают десятки оттенков белого цвета. Существуют ли эти уровни на самом деле? И да и нет. С одной стороны они переживаются, это бесспорно. С другой же, любые наименования – это просто продукты ума, ярлыки. Поэтому относиться к ним следует как к ориентирующим обобщениям, как к концептуальной сетке, вуали, накинутой на лицо человека-невидимки.


Границы между уровнями цепи бытия очень условны и больше напоминают волны бытия, чем жесткие структуры. Они отчасти определяются ярлыками, что мы используем при их именовании. Сам же спектр сознания непрерывен от низа до верха и больше напоминает сложный узор (у суфиев) или непрерывную радугу (у буддистов), в которой можно выделить столько цветов, уровней и слоев, сколько потребуется. В моем внутреннем представлении это видится как что-то похожее на бесконечно разворачивающийся фрактальный узор от более грубого к все более тонкому. Это лишь один из способов отразить бытие не в историческом разрезе (от прошлого к настоящему), а в этот самый момент в собственном восприятии, от более грубого восприятия к более тонкому.

Гнездо2.png

Рис. 2. Уровни гнезда определяются сравнительно произвольно, отражая невыразимую манифестацию единства.

 

Таким образом, во-первых, действительно можно говорить о переживании волн бытия различной тонкости, формализовать которые можно самым разным образом. Во-вторых, эти волны, вполне ощутимые и грубые у берега, почти полностью пропадают на периферии, поскольку эволюция продолжается и новые тончайшие волны, узоры и паттерны коллективно создаются каждое мгновение. Вселенная не дана нам в готовом виде, она продолжает развиваться.

 

2. Само гнездо и его уровни уже существуют и продолжают развиваться.


Гнездо бытия – это переживательная модель вселенной в любой момент времени. В ней есть то, что осознается и что не осознается, но может быть осознано. Невидимый поток бытия во всей своей полноте непрерывно врезается в сито структур индивидуального сознания. Каждое мгновение он целиком возникает в сознании, но мы выхватываем (осознаем) только те объекты, которые можем схватить структурами ума, сформировавшимися к этому моменту. Если человек привык смотреть только на грубое, он упускает все остальное. Если на мысли и образы, то он все еще многое упускает. Это привычки восприятия. Мы видим лишь то, на что привыкли смотреть.

 

Но весь спектр бытия всегда с нами, все гнездо практически всегда доступно в простом состоянии бодрствования и формирует нашу жизнь. Нужно только ухватить эти идеи, тенденции, любовь, общность. Даже просветление возможно лишь потому, что дух уже гарантированно присутствует в потоке бытия каждого. На это нужно просто обратить внимание. Каждая структура сознания все более и более тонкая. Пока мы не активировали нужную структуру, мы просто не замечаем эти более тонкие паттерны в собственном бытии, в своем же гнезде бытия, которые там уже присутствуют. Мы продолжаем пить пиво и смотреть футбол, пока хоры ангелов поют нам волшебные симфонии, мир искрится от радужного света и сам дух блаженно созерцает нашими глазами свое творение.


Каждый уровень великого гнезда – это пространство опыта, которое активируется в сознании тех, кто развивается до этого уровня (задействует соответствующие этому уровню структуры сознания). Но это вовсе не значит, что пока мы не осознаем какой-то уровень, он не оказывает на нас воздействия. Это не значит, что если вы не осознаете автобус, переходя через дорогу, то он не является реальным и не может вас сбить. Это не значит, что если ребенок не развился до их осознания, то его жизнь не управляется архетипами, убеждениями или эмоциями. Что его развитие может пойти каким-то особым образом и что он сможет перепрыгнуть через сложившиеся уровни развития. Например, сначала научиться читать, а потом изучить алфавит. Такого попросту не случается. Мы все следуем сложившейся логике разворачивания уровней великой цепи. Мы все должны сначала пройти те уровни игры, которые уже эволюционно разработаны.


Исследователи развития выяснили, что существуют устойчивые паттерны нашего развития. Это культурные инварианты. Все люди проходят одни и те же стадии, через одни и те же уровни. А значит, если рождается ребенок, то я могу с близкой к 1 долей уверенности сказать, что ему также предстоит пройти все это. На этом основана вся психология. Если это есть во всех нас, то это будет и в будущих поколениях, просто что-то будет проходиться быстрее, и что-то новое будет еще появляться. Я не знаю какими именно будут его переживания и как он будет справляться, но наверняка знаю, что он эти стадии будет проходить. Более того, все эти структуры уже существуют в каком-то виде в морфогенетическом поле еще до того, как он начинает их осознавать! Мы все это знаем.


Ребенок до поры до времени не осознает более высоких уровней. Их нет в его действительности (пространстве действия), но в свернутом виде они присутствуют в его реальности (структуры уже есть в его вселенной, просто у него они пока еще заполнены неосознаваемыми им константами и глубинными характеристиками). Структуры сознания могут не осознаваться (как например, то, что мы называем эмоциями), но они уже присутствуют в жизни новорожденного и они вовсе не пусты. Это то, что предопределяет наше механическое поведение, пока мы не разовьемся до этих уровней, чтобы что-то в них изменить.


Даже осознание тела приходит не сразу, но это не значит, что тела до этого времени нет. Оно есть, но младенцем не осознается. Когда он дорастет, он сможет сознательно активировать и переживать опыт новых уровней, заполняя пространство опыта своими переживаниями. Надличностные уровни также могут не осознаваться, но они присутствуют в жизни любого человека и оказывают свое влияние на формирование личности и событий. В этом смысле мы все - марионетки неосознаваемых программ гнезда, пока не активируем в себе все его уровни.

Гнездо3.png

Рис. 3. Туннель реальности. Внутри круга - те уровни, что уже активировались.

Снаружи - те, что еще не видимы и являются «судьбой» или «кармой».

 

Цепь бытия – это структура нашего собственного опыта от первого лица в любой момент. Это изначальный и верхнелевый прототип AQAL.

Все эти волны – это то, что вы в точности есть при виде изнутри, что можете осознать и через что можете изменять происходящее в своей реальности. А суженный осознаваемый образ себя – это лишь малая часть поля вашей игры. Великое гнездо – это в некотором смысле и есть схема пульта управления редактором вашей реальности. (О том, как это работает, я, наверное, расскажу отдельно. Интегральная карта пока остается лучшей, но интегральный подход не уточняет как происходит сама игра.) В этой цепи присутствуют все сформировавшиеся в человеческом морфогенетическом поле уровни бытия и сознания, но часть из них осознается, а часть еще нет. Это подобно тому, как можно не осознавать нижние сектора AQAL и всю свою культурную обусловленность, но они все равно продолжают нас формировать.


Кого-то может смутить, что что-то существует до моего осознания. Но это не метафизика. Это крайне важное понимание. Отсутствие заранее заданного мира и наличие интерпретационной составляющей не означает, что мир создается в момент восприятия или, что мир целиком субъективен. Реальность вполне себе существует. Мы просто не можем о ней сказать в относительном смысле больше, чем на уровне и языком тех структур в сознании, которые развились в нас к этому моменту (поэтому буддизм называет ее пустотной).


Когда философы говорят, что «реальность не существует априори» или «реальность – это то, что переживается», то не имеется в виду, что пока я не осознаю автобус, он не может меня задавить. Речь лишь о том, что в Космосе нет базовых структур, которые бы существовали вне эволюции, с изначальных времен. Но те глубинные структуры бытия и сознания, что сформировались исторически в ходе эволюции, не являются пустыми, но заполнены какими-то автоматическими программами (в природе, в психике и в теле) и в частности запускаются в ходе онтогенеза (например, постоянные зубы сменяют молочные; конкретно-операционное мышление сменяет дооперационное).


Так что, например, пчелы прекрасно строят идеальные шестиугольные соты без плана и линейки по неосознаваемым ими программам ума и это не значит, что этих программ не существует, если они их не осознают. Это значит, что пока они их не осознают, они не могут их изменить! Они не могут решить, что лучше строить десятиугольные соты. Все, что не осознается вами прямо сейчас, продолжает управлять вашей жизнью без учета вашего мнения. Эти неосознаваемые более высокие уровни бытия мы привычно называем «высшим я», не понимая, что это не более чем коллективная инерция космоса и механические шаблоны собственной реальности. Вы сами можете развиться к осознанию любого тонкого шаблона и изменить сценарий своей жизни. Вы можете пойти на расстановки по Хеллингеру и как-то прожить, например, тот паттерн, что отвечает в роду за раннюю смерть мужчин, вы можете долго ходить молиться в церковь. Но вы можете намеренно активировать те структуры сознания, которые видят все эти существующие процессы и просто принять решение это прекратить или понять, какие преимущества это дает роду. Достаточно принять решение на том уровне, который имеет дело с этой тонкостью. Даже для просветления достаточно принять решение (хотя оно не произойдет сразу же).


Те выдающиеся люди, которые в своем осознании прошли путь до конца, до предела, возвратились к нам с картой, на которой указаны классы программ (шаблонов, паттернов, умов, структур), сложившихся в ходе эволюции (на тот момент, когда они это сделали). Это те программы, которые нами управляют, с которыми мы можем отождествляться. Грубые, тонкие и очень тонкие. Эти мудрые люди оставили нам карту, чтобы мы находили путь к освобождению из пчелиной реальности и играли во все более и более сложные, новые интересные игры.


В пределе желательно как можно быстрее активировать в себе все сложившиеся к этому времени в ходе эволюции структуры сознания, чтобы видеть всю свою вселенную, все гнездо, насколько это возможно, без пропусков и слепых пятен. Только это освобождает от вопросов «почему?». Вы просто видите все паттерны, вы знаете почему и как все происходит, куда все идет, осознаете логику разворачивания. А затем, понимая устройство игровой консоли, можно начать играть в более интересную игру – сознательное создание новых уровней (например, второго и третьего порядка) или выбрать себе любую другую забаву. Иначе всегда остаются части загадки. На каком бы уровне вы не находились, вам доступно понимание того, что грубее, но вы остаетесь куклой неосознаваемых паттернов, которые тоньше.


Поэтому задача №1 мне видится в том, чтобы активировать всю свою игровую реальность, узнать устройство гнезда. Это вызов развитию и это необходимый этап формирования игрока. Уметь схватывать те тенденции, константы и паттерны, что уже сформировались в индивидуальной и коллективной реальности, и которые оказывают воздействие на наше сознание и жизнь. От умения видеть собственные  мысли, образы и чувства до умения осознавать варианты коллективного будущего в зависимости от исхода выборов президента или осознания предстоящей сингулярности. Для этого нужно активировать в себе те структуры коллективного сознания (уровни гнезда), что уже сформировались (например, до бирюзового по Спиральной динамике).


Мне кажется, что переход с первого на второй порядок ознаменован переходом от озабоченности собой и человеческими паттернами (телом, мыслями, образами, чувствами и т.п.) и способности зрело выстраивать свою и общественную жизнь по собственному сценарию (по всем четырем секторам) - к интересу и учитыванию превосходящих развитие этого человечества, но присутствующих в нас паттернов Космоса, умению видеть себя создателем и продуктом самой эволюции и более высоких конфигураций и тенденций, всю эволюцию лишь фрагментом большей космической целостности и началу овладения способностью быть осознанной частью коллективного космического сознания, инвариантного не только к вере, полам и расам, но также к формам жизни как на этой планете так и вне ее. Понимание Спиральной динамики и признание эволюционной природы творения – это лишь первый шаг к становлению себя космическим существом, в котором сохраняется индивидуальность, но высшие цели, смыслы и ценности уже в основном выходят за рамки одной жизни и одного человечества.

 

Не зря Уилбер называет уровни второго порядка космоцентрическими. Здесь уместно задаваться вопросами о смысле эволюции всей последовательности цивилизаций на Земле (от Гипербореи до нашей расы), о месте нынешней планетарной трансформации в более общем галлактическом рисунке. Остается только вопрос каким образом приземлить это понимание в деятельности и особенно в нижних коллективных секторах. Мне видится, что техноэкономическая база второго порядка должна уже учитывать не только охват уровня всего человечества (например, интернет), но адрессоваться и поддержиивать эти более тонкие космические паттерны в нас. С точки зрения аутопоэза и когнитивных наук ресурс для поддержания и развития жизни всегда приходит извне системы. Но наша социальная система уже достигла предела глобальных планетарных масштабов. Так что стабилизация интегрального сознания будет сопровождаться глобальными сюрпризами.


3. Гнездо изнутри и снаружи.

 

Вы видели, что на каждом уровне мы можем смотреть изнутри цепи и снаружи ее. При взгляде изнутри мы обнаруживаем собственную способность восприятия феноменов этого уровня, типы ума. При взгляде снаружи мы собираем весь мир воспринимаемого таким образом в некую общую картину. Пять органов чувств формируют сенсомоторный мир, способность мыслить – мир идей, способность чувствовать – мир тонкого восприятия. Каждый из этих миров абсолютно реален. Самолеты, которые терпят аварии, летят полупустыми – многие люди чувствуют, что им не стоит этого делать. Для тех, кто способен чувствовать, эта реальность присутствует в пространстве все время. Особенно эта способность развита у женщин.

Гнездо5.png

Рис. 4. «Как вверху, так и внизу» (из книги Хьюстона Смита, «Забытая истина»)


Таким образом, общая идея состоит в том, что по факту мы можем говорить о двух разных аспекта гнезда. Уровни реальности во «внешнем» мире соотносятся уровнями «внутреннего» знания и бытия (с уровнями «я»), что показано на рисунке 4. Реальность какого-то нового уровня жизни появляется (активируется) с осознанием (открытием в себе) определенной чувственной способности, или ума.


Здесь следует обратить внимание, что слово «ум» используется в нескольких различных контекстах. Когда дело касается цепи бытия, имеется в виду, что уровень ума – это способность рассудочного или даже интеллектуального понимания. В духовных же традициях зачастую под умом понимают любую способность восприятия в мире двойственности, субъекта и объекта. Т.е. есть чувственный ум, рассудочный ум, тонкий ум и все возможные более тонкие деления. Все пять скандх, или групп привязанностей, есть типы умов, способности различения. В этом смысле становится понятно, что значит философское понимание Виджнянавады (Йогачары) «все есть ум».


Когда гуру говорит «выйди из ума», «отбрось свой ум» не имеется в виду, что вы должны отвергнуть рассудок в пользу телесного чувствования или тонкого блаженства. Имеется в виду выход из двойственности субъекта и объекта, воспринимающего и воспринимаемого, на время практики отбросить способность различения. Это очень часто вызывает путаницу в среде ньюэйджеров, которые пытаются жить телом и чувствами, «без ума». Но они как раз и остаются в уме, только в телесном и чувственном. При этом они отбрасывают и подавляют способность мыслить, что крайне пагубно сказывается на их адекватности. Способность «жить не в уме» - это непрерывное осознание бытийности, таковости, естьности на фоне мудрого, сострадающего, развивающегося и действующего ума. Это колоссальная разница.

 

Большинство духовных традиций как раз требуют развития умов и способностей в жизни на фоне способности осознания непреходящей основы, не-ума. Лама Цзонкапа – основатель школы Гелугпа линии передачи Атиши и Далай Лам, великий реформатор буддизма – даже утверждал, что буддой может стать только интеллектуал (естественно, это касалось общего уровня развития в Тибете 14в.).


Если картинку 2 повернуть на бок, то мы получим левые и правые сектора интегральной карты. Тело, ум, душа и дух – это уровни умов, или способности схватывания. Земной, промежуточный, небесный и бесконечный – это соответствующие уровни проявления в материи, сложившиеся сферы коллективного выражения этих уровней.

 

4. Великое гнездо и линии развития.

 

Когда традиции мудрости формировали представление о великом гнезде, в первую очередь их интересовала способность произвольного доступа к различным более тонким уровням схватывания невыразимого (пустотного) бытия. Другими словами, возможность видеть более тонкие феномены. Например, Ауробиндо, Мать Мирра и Рерих отчетливо видели приближение глобальной трансформации человечества. Не говоря уже об Иисусе и Буде Шакьямуни, которые предположительно видели некоторые тенденции на тысячи лет вперед. Т.е. они уже схватывали в своем восприятии те тончайшие наметившиеся коллективные тенденции, которые еще не доступны восприятию большинства людей. Эта способность наиболее близка по своей природе когнитивному развитию – способности схватывать (заключать в форму, формировать) в сознании все более тонкие паттерны космоса (или спектра гнезда).


Как указывает Уилбер, когнитивное развитие необходимо, но не достаточно для любых других видов развития. Это понятно – чтобы оперировать чем-то, необходимо сначала «видеть», различать это. Поэтому когнитивное развитие необходимо, но не достаточно для развития самотождественности (понимания кто я), которое необходимо, но не достаточно для межличностного развития и т.д. В отличие от современной психологии, которая выделяет до двух десятков наиболее разработанных линий развития, традиции делали акцент только на различении, на способности схватывать феномены в потоке сознания. Поэтому уровни великой цепи в оригинальной трактовке можно до некоторой степени соотнести с уровнями когнитивного развития. Но только в более широком смысле, как возможность «видеть» внутренние и внешние феномены.

Уилбер сделал значительный шаг вперед, предложив обозначать сложившиеся уровни/структуры как инвариантные уровни высоты, что и делает интегральная психология. Далее через эти уровни или волны бытия проходят все линии развития, останавливаясь на том или ином уровне гнезда. Причем когнитивное развитие будет всегда впереди (дальше от центра), а все другие способности и модули развития будут отставать. Это можно проиллюстрировать так.

Гнездо4.png

Рис.5. Красным – когнитивное развитие. Зеленым – самотождественность.

 

Или так, как иллюстрирует множество линий развития сам Уилбер.

Гнездо6.png

Рис. 6. Линии развития проходят через волны бытия в великом гнезде.

Линии фактически отражают нашу способность выносить суждение в какой-то сфере, оставаясь в контакте с определенной тонкостью гнезда, с конкретной глубиной (или высотой). Я могу быть духовно, эмоционально или интеллектуально крайне развитым, но когда дело касается принятия решения об экологичной утилизации отходов производства, я буду руководствоваться принципом «природа сама как-нибудь разберется». Т.е. я уже способен видеть, что в моем решении что-то не так, но это не стало еще моей заботой, не соединилось с идентичностью. Я еще не понял, что это тоже я, еще не чувствую это собой. Т.е. в момент принятия такого решения я еще не осознаю, чем это обернется для меня самого с позиции этих более тонких паттернов (когнитивное развитие необходимо, но не достаточно). Это еще не трогает. Мне еще все равно, еще не обнажилось ничего, что бы зацепило во мне такое поверхностное решение. И простыми уговорами едва ли можно добиться этого. Другими словами, это способность оставаться в более тонком (глубоком, открытом, чувствующем, принимающем) состоянии в бодрствовании во время принятия решения или даже просто переживания ситуации.


Особенность гнезда бытия в том, что это все обо мне, от первого лица. Что бы я не чувствовал, не понимал и не осознавал. В нем нет ничего о другом. Даже понять кого-то интеллектуально я могу лишь в том случае, если я сам уже проживал подобный опыт. При взаимодействии с кем-то я могу увидеть и прочувствовать, например, качество общения только по тому, как я сам осознаю или не осознаю цель, смысл, атмосферу общения (по всем уровням) и насколько для меня это все ценно. И это еще не гарантирует, что даже если для меня это все важно, то у меня будут навыки того как это практически делать.


Одно время я не мог понять, почему этих американцев в кинофильмах чуть что – сразу тошнит и рвет. Потом и у меня тоже начался похожий период, благо он быстро прошел. Но внутренняя реакция телом осталась как нормальная часть восприятия, я просто с этим не отождествляюсь. Когда в кино происходит насилие, я отчасти чувствую это как на себе. Тело переживает, как будто это происходит с ним. Я перестал смотреть телевизор, поскольку состояния передаются очень быстро. 10 минут НТВ – и с непривычки беспричинная тревога на пару часов обеспечена. Они ее транслируют! (С точки зрения работы с тенью это у меня рождается возбуждение на эти образы и информацию, но я его не могу адекватно выразить.) Это зеленая чувствительность, но это тоже нужно пробудить, превзойти и интегрировать.


Если я заключил выгодную сделку, а вторая сторона осталась  неудовлетворенной, то я могу просто не видеть этого (когнитивно). Затем могу это видеть, но мне будет все равно. С определенного уровня возможность быть расслабленным и открытым со всеми партнерами становится настолько ценной, что сделку нельзя назвать успешной, если после нее я ощущаю напряжение в отношениях. Нужно изменить условия или сменить партнеров. Если идти дальше, то любая сделка становится не успешной, если я чувствую, что ею я не реализую свою уникальность и предназначение. Потом, весь бизнес становится не очень удачным, если я осознаю, что моя в нем деятельность каким-то образом не гармонизирует и не меняет всю реальность. Это становится необходимостью. Весь осознаваемый мною мир – это тоже Я, это мое тело, моя игра! Это меня тоже касается, в самом буквальном смысле. На каждом этапе творение требует соответствия игры размерам игрока (характер деятельности должен соответствовать уровню развития, иначе возникают тяжелые кризисы).


Традиции, создавая модель великой цепи, делали акцент на познании самих уровней и умении стабилизировать доступ к состояниям. Интегральный подход делает также акцент на умении стабилизировать свою деятельность, общение и самовыражение всех аспектов бытия (по линиям развития) из этих состояний, на важности выработки навыков для устойчивого поддержания в структурах как можно большей высоты. Как минимум до мироцентрического и далее космоцентрического, интегрального уровня.

 

5. Как происходит развитие.

 

Интересной особенностью классического понимания великой цепи самими традициями является отсутствие четкой грани между феноменальными временными состояниями и уровнями (есть разница между фундаментальными состояниями бодрстовования, сновидения, бесформенного сна и уровней). Дело в том, что до некоторой степени эти понятия связаны. Прежде, чем какой-то уровень тонкости станет стабильной адаптацией даже когнитивно, он является нам в виде пиковых переживаний - состояний. Они, как правило, характеризуются большей свободой, светом, любовью, подвижностью и ясностью сознания и носят кратковременный характер.

Гнездо7.png

Рис.7. Пунктиром обозначен новый, всплывающий уровень сознания.

Красным – текущий уровень когнитивного развития.

 

Пиковые состояния возникают, в частности, как результат избытка энергии и могут быть обусловлены любыми внешними и внутренними обстоятельствами. В поток сознания прорываются некоторые новые феномены, которые ум еще не распознает и не может дать им названия. Им нет еще индивидуальной интерпретации, но они уже взывают и просят о рождении. Эта еще не дифференцированная, пограничная реальность обычно сопровождается одновременно страхом и восторгом и то, как она будет пережита, определяет успешность предстоящего микро развития. Новая тонкость в этот момент еще не схватывается когнитивно, но сознание уже каким-то образом с ней знакомится – возникает основа новой структуры сознания.


В момент возникновения любых необычных переживаний важно не цепляться вниманием за знакомые объекты – ощущения, эмоции, мысли – но оставить внимание на той новизне, которая делает это переживание необычным. Внимание – это инструмент различения. Если позволить ему покоиться в незнакомом волнующем пространстве, в нем начнут вырисовываться (конденсироваться) новые, более тонкие объекты восприятия, формируя тем самым новые когнитивные структуры. Это вполне привычный процесс, он с рождения происходит у всех нас, просто обычно это происходит неосознанно и, таким образом, не всякое необычное состояние превращается в источник развития. Но можно научиться всматриваться в этот процесс и уловить его закономерности, сделать его почти произвольным и управляемым.


В этом смысле само внутреннее действие мало чем отличается от простой медитации, просто об этом нужно вспомнить в момент яркого переживания в бодрствовании. В принципе, любое сильное энергетическое состояние может быть использовано для развития. Это хорошо известно в тантра-йоге. Это может быть секс, сильный гнев, физическая нагрузка (для меня, например, хорошо работает бег), конфликт или даже поход в кино на сильно трогающий фильм вроде «Аватара». Поскольку каждая новая структура сознания находится на более высоком энергетическом уровне (выше уровень вибраций), то развитие коррелирует со способностью сознательно все дольше пребывать в более высоко энергетических состояниях, накапливая энергию, не сбрасывая ее сразу же на действия или другие отвлечения (поэтому в большинстве традиций в периоды интенсивной практики рекомендуют воздержание). Для этой же цели требуется гармонизация и высвобождение максимума энергии на предыдущих этапах развития во всех четырех секторах (в частности, работая с тенью).


Большей ясности (способности осознавать более тонкие феномены) в ВЛ секторе соответствует большее блаженство (способность без паники комфортно находиться в окутывающем потоке более мощной энергии) в ВП. Вообще в большинстве традиций, как правило, выделяются левые и правые пути (материнские и отцовские тантры, махамудра и махаати, и т.п.) в зависимости от того, какому аспекту предельного состояния уделяется больше внимания внутреннему переживательному или внешнему энергетическому. Это определяется индивидуально. В идеале учитывать оба аспекта: в пределе оказывается, что великое совершенство махаати и великая печать махамудры – это одно и то же состояние. Хотя я в своей практике шел в основном прямым путем созерцания естественного состояния и обращал внимание на энергетические аспекты (например, на эффекты иллюзорного тела) только постфактум, интегрируя присутствие с ситуациями.


Развитию способствует выработка способности предотвращать утечки энергии и комфортно ее накапливать. Любые внешние действия, даже такие простые как то качание ногой, жевание жвачки, постоянные разговоры и т.п., не говоря уже про погружение в мечты и грезы (так называемое засыпание наяву) и привязанность к состояниям – это все расходует энергию впустую. Практик хорошо заметен по отсутствию лишних движений тела и ума. И здесь можно говорить о двух базовых способах работы с энергией: накопление и стимуляция.


Коль скоро тело (грубое, тонкое и даже причинное) и получает энергию извне и также само ее вырабатывает, то полное прекращение любой активности внешней и внутренней – самый естественный способ ее накопления, используемый тысячелетиями. Одна из основных целей сидения в пещерах и ритритах, разучивания различных асан, соблюдение обетов – это предотвращение утечек энергии, накопление ее до такой степени, чтобы сознание само начало расширяться. Это самый древний и самый медленный путь. Он не требует большой различающей способности и силы ума. ВЛ сознание расширяется как естественное следствие. В обычной же жизни, способность даже на несколько секунд останавливаться «подумать» (на самом деле просто остановиться и прислушаться) выводит ребенка, например, с дооперационного уровня мышления на конкретно-операционный. Способность медитативного сосредоточения на одном объекте больше чем на минуту выводит в надрациональное понимание.


Но в пещерах нужно сидеть долго. Поэтому человечество всегда пользовалось самой жизнью и природными стимуляторами, как естественными энергетическими проявлениями. Даже пару чашек кофе перед медитацией человеку, который не употребляет кофеин, ощутимо изменяют весь процесс. Не говоря уже о более сильных веществах. Холотропное и вообще любое связанное дыхание (без пауз) – это один из классических способов получить быстрый доступ к высокоэнергетическому состоянию, не более. Тантрики же использовали сами жизненные ситуации, и в том числе секс, чтобы войти в измененное высокоэнергетическое состояние. Кто занимался суфийским кружением знает, что оно также вводит в глубокое потоковое состояние. Но метод остается - продолжать вслушиваться и всматриваться в нерожденное, не отвлекаясь на органы чувств, образы ума или движения души. Это может быть как в медитации, так и в любых «сильных» жизненных обстоятельствах. Энергетические же вспышки происходят довольно часто – взять, например, эмоции. Остановка мира в момент сильной эмоции – это само блаженство и ясность.


Из нерожденной пустоты приходят ответы на любые вопросы. Там же покоится источник активации новых структур развития. Ясность сознания переживательно похожа на круговую голограмму от кристалла (или бинду), на который направлен луч лазера (свет осознанности). Если световой луч слабый, то голограмма будет очень маленькой. Чем сильнее луч, тем больше и шире голограмма. В какой-то момент она может стать просто огромной, у нее будет немыслимая плотность информации и понимания. Кристалл остается тот же. Меняется только степень его энергетизации и светимости. Чем глубже молчание в такой момент, тем сильнее ясность. Чем больше суеты и цепляний за привычное старое, тем больше страдание.


Это способность созерцательно находиться в большей неопределенности, в большем напряжении, способность растягивать промежуток между стимулом и реакцией, молча позволяя энергии охватить себя. Тантра – это в большей степени путь развития, путь трансформации, путь избавления от страданий, чем непосредственно путь к просветлению. Оно могло случиться или нет. Но тантрик знает как трансформировать страсти в мудрость и ясность, какое сделать правильное внутреннее действие. Тантрическая формула: «чем больше дров [страстей, энергии], тем сильнее огонь [ясность сознания].»


Можно выделить три типа тантр по типу внутреннего действия в отношении преображения страстей. Классический вариант медитации - превращение субъекта в объект (например, наблюдение захваченности), позволяющее разотождествиться с текущим отождествлением. Но высший состоит в соединении захваченности и пустоты. Вы вспоминаете себя (Я есть), например, в момент гнева и бдительно присутствуете, наблюдая саму неопределенность, в ожидании пока гнев не трансформируется в мудрость. Фокус внимания не на гневе, но на естьности, таковости, способности сознавать. Это позволяет не просто разотождествиться с гневом, но также ясно увидеть периферийным сознанием другие существенные тонкие объекты восприятия, видимость которых ослеплял гнев. Эта способность медитировать в действии, в ситуациях, очень быстро развивает.


Чем больше необычных состояний, тем быстрее возможно развитие. Хотя пиковые состояния предшествуют любому развитию, они его не гарантируют. Новое пространство опыта, как правило, вызывает интерес, но в случае сильного отождествления человека со своими текущими структурами оно же вызывает сильный страх потери контроля. Самость хватается за эмоции, ощущения и привычные объекты реальности, начинает суетиться и так пытается избежать принятия неопределенности нового расширения. В момент возникновения необычных переживаний лучше полностью прекратить активность тела и ума, обездвижить их на некоторое время и просто быть в новом состоянии. Просто быть.


Подобный процесс возникновения новой структуры, который Уилбер обозначает как первый пункт, происходящий в каждой точке психологического роста, и происходит с помощью необычных состояний сознания в самом гнезде бытия примерно так, как описано выше.


  • Сначала в сознании возникает структура более высокого порядка.
  • Самость отождествляется с ним.
  • Самость разотождествляется с текущим уровнем и превосходит его.
  • Самость интегрирует низшую структуру с нового уровня.

 

Комментариев (2)
Олег Линецкий

Олег Линецкий

Участник с: Jul 11, 2008

Блог Олега Линецкого

Просмотреть профиль Олег Линецкий

Добавил(а) в закладки: (2)